Путешествие в страну Грамотной речи

№ 201

(ОД по развитию речи в подготовительной группе)

Айслу ЗАЙНУЛЛИНА, Аида АБДУЛЛИНА,

воспитатели детского сада №114 г. Казани 

Интеграция образовательных областей: по 5 областям.

Цель:

– обогащать словарный запас;

– развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Задачи:

обучающие:

дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений;

– учить детей делить двусложные и трехсложные слова на слоги;

– формировать умение вести диалог между воспитателе и ребенком;

– совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять. Развивать место звука в слове;

развивающие: развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полный ответ на вопрос;

воспитательтные: воспитывать любознательность, творческую активность, умения работать в коллективе и дружить, воспитывать интерес к занятию.

Ход занятия

Организационный момент.

(Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие.)

Что, подружка, предлагаю

Нашу ссору позабыть.

Шаг навстречу совершаю,

Я хочу с тобой дружить.

Перестань, подружка, злиться,

Предлагаю… (помириться).

Воспитатель. Молодцы! Ой, какие вы дружные ребята?

Как вы думаете что вас ждет сегодня? Ребята, вы любите путешествовать?

Скажите. пожалуйста, куда бы вам хотелось отправиться? (Ответы детей.)

Воспитатель. На столе лежит задание, давайте ее соберем и посмотрим, куда же мы можем отправляться мы сегодня? (Дети собирают задание.)  Это же город Грамотной речи. (Происходит колдовство в фильм.) Попадая в него все становятся злые становятся наоборот добрыми, грустные – радостными, голодные – сытыми, драчливые – дружными, неряшливые – аккуратными, невоспитанные – воспитанными. (Дети помогают, говорят: антонимы.)

Воспитатель. Ой, ой что это такое? Какими они стали? Вы хотите это изменить?

Ой, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и плохо говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и грамотность  нашей речи.

– Ребята, может все мы поможем городу и его жителям? (Ответы детей.)

Воспитатель. Тогда в путь. Так как город необычный,  и мы туда не можем попасть, тогда в путешествие мы можем отправиться необычным образом: с помощью фантазии.

– А что такое фантазия? Вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель. Прежде, чем отправиться, давайте мы с вами вспомним правила:

Все (вместе).

1-е правило. Громко, чётко, говорим, никуда мы не спешим.

2-е правило. Если хочешь ответить, не шуми, только руку подними.

Воспитатель. Итак, отправляемся в город Правильной речи. Посмотрите, пожалуйста, на экран, давайте решим на чем же мы можем туда поехать? Ой, что только здесь нет! Давайте перечислим, нам что предлагают. Их очень много. Давайте считалочку, что выйдет на том и отправляемся. Вышел нам воздушный шар. Он какой, посмотрите на экран.

Воспитатель. Садимся поудобнее и закрываем глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха. Открываем глазки и повторяем за мной:

– У-у-у – я лечу.

– О-о-о – далеко.

– Шо-шо-шо — хорошо

Воспитатель. Вот мы и прибыли. (Дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок.) Посмотрите, ребята, что это?

Дети. Ворота. А на воротах – замок.

Воспитатель.Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замочек». (Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.)

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы),

Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их),

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны)

Воспитатель. Вот и замок, мы открыли! Ребята, а здесь какой то столб! Что же написано на нем? Давайте  прочитаем.

Дети. «Город Грамотной  речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в замочках».

Воспитатель. Мы поможем расколдовать город? (Ответы детей.)

Задание для детей

Открываем замочек .

Назови однокоренные слова:

Тигр – тигренок и.т.д.

Воспитатель. Молодцы, первый замочек мы открыли.

2-й замочек (отрывает другой ребенок).

Воспитатель. Скажите, а для чего нам нужна речь? Из чего состоит наша речь? (Ответы детей.)

Воспитатель. Правильно, наша речь состоит из предложений. А что такое предложение? (Ответы детей.)

Воспитатель. Послушайте предложение:

Жаркий день, сядем в тень.

– Сколько в нем слов?

– Какое первое?

– Какое последнее?

Составь правильно предложение

– Рыбалку на рыбак идет.

– Реке по корабль плывет.

Воспитатель. Молодцы! Мы открыли это замочек!

3-й замочек

Воспитатель. В городе Правильной речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорок.

Ж

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей … (Ответы детей.)

Воспитатель. Назовите мне слова со звуком [Ж].

Жук, жираф, журавель т.д.

Воспитатель. А сейчас определите место звука [Ж] в словах.

Жить, дружно, обижать, нужно.

Воспитатель. Какие вы молодцы, справились и с этим заданием. Следующий замочек и следующее задание.

Физкультминутка по теме «Дружба»

По дороге мы идем. (Дети шагают.)

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим. (Садятся.)

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнем. (Ложатся.)

Потом дальше пойдем.

На лужайке поутру (Дети становятся в круг.)

Мы затеяли игру.

Раз, два, три, четыре (Расходятся, бегают.)

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, (Становятся в круг.)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть. (Встают и идут дальше.)

Мы – веселые лучи. Мы резвы и горячи.

4-й замочек

Воспитатель. Четвертое задание. Игра «Раздели слова на слоги». На экране – картинки.

Давайте назовём их и определим количество слогов в каждом слове.

Ходит, ёжик, без, дорожек, не, бежит, ни, от, кого.

5-й замочек – игра «Пойми меня»

(Выходит ребенок, берет картинку и должен рассказать об этом предмете не называя его, например, картинка мяч: «Это предмет. Он круглый. С ним мы играем на участке в футбол, вышибалы.)

Воспитатель. Город Правильной речи расколдован. Молодцы, ребята!

Воспитатель. Жители города говорят вам: «Спасибо». А одно слово может человека, может от бед спасти.

А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака: ветер дует, такой свежий воздух. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки.

– Вот и прибыли мы в детский сад.

Скажите, ребята, какими мы стали после этого путешествия?

Дети. Стали добрее. Сильнее. Увереннее.

Воспитатель. А как, вы себя чувствовали в сказочной стране? Я думаю, что вам наше путешествие понравилось. (Ответы детей.)

Воспитатель. На этом наше занятие закончено. Молодцы!