Путешествие в страну Доброты и Вежливости

№52

Гульгена СУНГАТУЛЛИНА,

учительница начальных классов высшей квалификационной категории Бишевскай средней школы Апастовского района

Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

1) познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;

2) развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

3) воспитывать культуру общения, формировать уважение и   доброжелательное отношение к людям.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Приветствие.

‒ Здравствуйте!

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • •        желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • •        успеха (указательными);
  • •        большого (средними);
  • •        во всём (безымянными);
  • •        и везде (мизинцами);
  • •        Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

‒ Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

II. Введение в тему занятия

‒ Сегодня мы поговорим о важном качестве человека. А чтобы узнать, что это за качество, послушайте отрывок из песни. (Песня «Дорогою добра»)

‒ Ребята, предположите, пожалуйста, о чём мы будем говорить на этом занятии?

‒ Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну – страну «Доброты и вежливых слов».

III. Путешествие в страну «Доброты и вежливых слов»

‒ А отправимся мы с вами на ракете. Наша ракета называется «Дружба».

К запуску ракеты хорошего настроения приготовиться! (выставляет большой палец).

Есть приготовиться!

Надеть скафандры! (делает вид, что надевает на голову шлем)

Есть надеть скафандры!

Пристегнуть ремни! (хлопает в ладоши)

Есть пристегнуть ремни!

Включить контакт! (прикасается указательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)

Есть контакт!

Ключ на старт! (поднимает правую руку вверх)

Есть ключ на старт!

Включить моторы!

Есть включить моторы!

Раз, два, три, вжик! (делает вращательные движения рук около груди)

Вжик, вжик, вжик.

Начать отсчет времени! (все вместе считают: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1»)

‒ Пуск!

‒ Ура! (бурные аплодисменты)

Первая станция на нашем пути – это станция «Доброта»

‒ Ребята, а что такое – ДОБРОТА?

Давайте прочитаем, высказывание великого писателя Л.Н.Толстого:

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)

‒ А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?

‒ А вот как толкуется значение слова «добрый» в толковом словаре: Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.

‒ Сейчас разделимся на 2 группы. Перед вами карточки со словами (доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный). Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям.

‒ Следующая станция «Копилка добрых  поступков»

Послушайте сказку В.А.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»

Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, облетели шишки на ёлках, Нечего есть дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

Сел дятел на ель и плачет. Падают горькие слёзы на снег, замерзают. Увидела белочка из гнезда – дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к дятлу.

Почему это ты, дятел, плачешь?

Нечего есть, белочка…

Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал клевать клювом.

А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы для анализа:

●       Какое чувство у вас возникло к герою сказки – дятлу?

●       Какое к белочке? Охарактеризуйте её?

●       Почему радуются бельчата и белочка?

●       Какое дело совершила белочка?

●       Могла бы белочка поступить иначе? Чем бы это обернулось?

‒ Ребята, о человеке судят по его поступкам. Нельзя быть равнодушным к беде других людей. Если поможешь ты, тогда помогут и тебе.

Стать добрым волшебником

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого

Одно удовольствие

Честное слово!

‒ Следующая станция «Ежели вы вежливы»

Игра: «Доскажи словечко».

Ярко солнышко встало опять –

(доброе утро!) должны вы сказать.

Пора за стол. Всё для еды накрыто

Желаем всем … (приятного аппетита!)

Мы поведением своим

Другим пример покажем:

Сначала вкусно поедим,

Потом … (спасибо!) скажем.

Гость решил  домой пойти,

Скажем… (доброго пути!)

Ты чихнул?

Без лишних слов

Мы желаем: … (будь здоров!)

Волшебники – гномы немало для нас

Чудесного сделать могли бы,

Но больше чудес совершает в сто раз

Волшебное слово … (спасибо!)

Вечером, спать ты хочешь очень.

Всем скажи: (спокойной ночи).

‒ А как называются эти слова?

‒ Правильно, это волшебные слова.

‒ А что говорят о человеке, который использует в своей речи волшебные слова?

‒ Сейчас мы поиграем в игру «Атомы и молекулы».

‒ Все игроки  – атомы. Атомы беспорядочно перемещаются по залу. По моей команде вы должны объединиться в молекулы – в пары. И нужно говорить друг другу комплементы, т.е. что-то приятное.

Итак, я попеременно буду подавать команды «Атомы!» и «Молекулы(Не уточняя, сколько детей должно объединяться в группы. Скорее всего, дети будут группироваться парами.) Но выбирать одних и тех же нельзя, молекулы должны быть все время разные.

‒ Я буду очень рада, если вы будете чаще употреблять вежливые слова, проявлять вежливость не только на словах, но и в поступках.

‒ А теперь все встаньте все. Я буду называть поступок, а вы будете хлопать, если вежливо, и топать, если не вежливо.

* Поздороваться при встрече?

* Толкнуть, не извиниться?

* Помочь подняться упавшему?

* Не уступить место старшему в автобусе?

* Громко кричать в школе?

* Оговариваться с мамой?

* Поблагодарить бабушку за пирог?

* Обижать котёнка?

* Пожелать спокойной ночи брату?

4. Рефлексия

‒ Закончите, пожалуйста, предложение: «После классного часа я захотел …»

5. Итог

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

‒ Ухаживайте за своим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

‒ А вас всех я благодарю за хорошую работу.