Путешествие в мир Тукая

(Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвященный творчеству Г.Тукая)

Эльвира БАГИРОВА, Гульнара НИГМАТЗЯНОВА,

воспитатели по обучению татарскому языку высшей квалификационной  категории детского сада №376 г. Казани

Цель. Повышение  эффективности  работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

– познакомить детей с жизнью и творчеством Г.Тукая;

– воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г.Тукая;

– формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г.Тукая;

– учить чувствовать и понимать  образный  язык стихотворений и сказок Г.Тукая.

Ход праздника

(Под музыку «Туган тел» входят дети. На фоне музыки «Тәфтиләү» начинается праздник с показом слайдов.)

Воспитатель. Хәерле көн, балалар! Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались вспомнить и почтить память великого сына татарского народа Габдуллы Тукая.

1-й ребёнок. В тёплый весенний день – 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч родился великий татарский поэт Габдулла  Тукай. Рано лишившись родителей, он скитался по чужим углам, очень  рано познал тяготы сиротства.

2-й ребёнок. Он учился в медресе, изучал языки, был старательным учеником, очень любил поэзию. Став взрослым и сам начал писать стихи, сказки. В них он воспевает родной край, природу, родной язык. Стихи Тукая переведены на многие языки мира.

3-й ребёнок. Габдулла Тукай очень любил свой родной язык, воспевал его красоту. А сейчас вы услышите стихи Тукая на разных языках.

О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

4-й ребёнок. (На татарском языке «Кошларга».)

5-й ребёнок. (На русском языке «Киска-озорница».)

6-й ребёнок. (На таджиксом языке «Мама» – «Әни».)

7-й ребёнок. (На марийском языке «Утро» – «Иртә».)

8-й ребёнок. (На английском языке «Гали и Коза» – «Гали белән Кәҗә».)

9-й ребёнок. Он жил недолго, всего 27 лет. За это короткое время он  успел написать много стихов и сказок для детей, которые учат нас добру и справедливости. За это мы его любим и помним. (На экране домик, в окне нарисован поэт за столом. Звучит курай и щебет птиц, выходит мальчик с дудочкой и садится за стол.)

10-й ребёнок.

Склонившись, над столом, сидит поэт

И пишет, позабыв про целый свет,

Порой почешет голову пером,

Как бы ища в строке своей ответ.

Не устаёт писать его рука.

Вслед за строкой является строка

Но дудочки пронзительная трель

Доносится к нему издалека. (Мальчик имитирует игру на дудочк.е)

(Звук дудочка, залетает бабочка подлетает к одному цветку, потом к другим цветочкам, машет крыльями  подлетает к мальчику.)

«Бала белән күбәләк» шигыре укыла.

(Звучит весёлая музыка, бабочка улетает, мальчик бежит за ней.)

Бала:

Әйт әле, Күбәләк,

Сөйләшик бергәләп:

Бу кадәр куп очып

Армыйсың син ничек?

Ничек соң тормышың?

Ничек көн күрмешең?

Сөйләп бирче тезеп,

Табаламсың ризык?

Күбәләк.

Мин торам кырларда,

Болында, урманда;

Уйныймын, очамын

Якты көн булганда.

Иркәли һәм сөя

Кояшның яктысы;

Аш буладыр миңа

Чәчәкләр хуш исе.

Тик гомрем бик кыска:

Бары бер көн генә,—

Бул яхшы, рәнҗетмә

Һәм тимә син миңа.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам послушать и посмотреть  отрывки из сказки Тукая. Вы внимательно смотрите , и скажете мне, что это за сказка.

Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой

Космы ведьма продирает, прядью тешится седой.

Причесалось чудо-юдо и мгновение одно

В озеро – бултых! – нырнуло и ушло к себе на дно. (Инсценировка сказки «Водяная».)

(Стук в дверь. Су  анасы килеп тәрәзә шакый. Әни кеше тәрәзә янына килә, малай торып утыра.)

Әни. Ни кирәк? Кем анда? Кара төндә вакытсыз кем йөри?

Су анасы.

Су анасы мин, китер кайда минем алтын тарак? Бир!

Көндез алып качты синең улың, карак.

Әни.

Улым, ник алдың син кеше әйберен?

Иртәгә үк Су анасыннан гафу үтен.

Малай.

Мин шуннан бирле,

Андый эшкә кыймый башладым.

Иясе юк дип.

Әйберләргә тими башладым.

Воспитатель. Как называется эта сказка? (Эта сказка называется «Водяная».)

Дровосек работой занят, знай

Стучит себе, стучит.

На мгновение забылся очарованный джигит.

(Инсценировка сказки «Шурале».)

Былтыр. 

Ах ты, лесной злодей!

Опять ты пугаешь людей?

На этот раз от меня не уйдешь,

Ещё раз ты в бревно попадёшь. (Шүрәлене тотып ала.)

Шүрәле (ялварып).  

Сжалься-сжалься надо мною

Отпусти меня, Джигит.

Не тебя, Джигит, ни сына,

Не обижу я вовек.

Весь твой род не буду трогать

Никогда, о человек!

Воспитатель. Как называется эта сказка? («Шурале».)

Пошли. Идут, идут дорогой полевой.

Навстречу – ни души, ни мертвой, ни живой.

Идут, не ведая: далеко ли идти?

Вдруг волчью голову находят на пути.

(По середине зала голова «Волка».)

Инсценировка сказки «Коза и баран»

Баран. Держи, в мешок её положим.

Коза. Бери, баран! Ты посильней!

Баран. Держи, ты борода, смелей.

Воспитатель. Как называется эта сказка? («Коза и Баран»)

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир Тукая. Спасибо, ребят, за то, что вы любите и хорошо знаете стихи, сказки Г. Тукая. И наш праздник мы закончим песней “Туган тел”. Слова этой песни написал Г.Тукай, а музыку придумал татарский народ. (Песню “Туган тел” поют все присутствующие.)