Путешествие в историю народов Поволжья

№ 209

(Онлайн-игра как эффективная технология активизации познавательной деятельности дошкольников)

Гульнара МЕЗИТОВА,

педагог-психолог детского сада №1 «Золотая рыбка» села Куюки Пестречинского района

 В связи с переходом системы дошкольного образования на работу по требованиям, предъявляемым ФГОС ДО, возникли сложности, с которыми столкнулись методисты и воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Стоит отметить, что, прежде всего, изменились требования к организации учебных занятий,  так как ФГОС ДО определяет педагогические технологии, которые следует использовать в процессе реализации ФГОС ДО.

Добиться лучшего результата по любому направлению деятельности можно только в том случае, если в воспитательно-образовательную деятельность активно включаются родители, и задачи по воспитанию, обучению и развитию детей, должны быть едины.

Задумавшись о том, какое общее дело сможет объединить всех участников образовательных отношений в вопросах, связанных с этнокультурной региональной составляющей (ЭРС), мы обратились за помощью к информационно-коммуникационным технологиям, применив уже имеющийся опыт работы с дистанционными технологиями в рамках работы Консультационного центра.

Сегодняшнее общество находится в состоянии перехода от информационного века к веку дистанционных технологий.

Ни для кого не секрет, что компьютеры стали полноправными членами семьи в каждом доме. Да и в детском саду информационно-коммуникационные технологии активные помощники воспитателя в образовательной деятельности. В системе проводятся игры с использованием интерактивной доски и интерактивного стола, проводятся виртуальные экскурсии по улицам городов Поволжья, к памятникам культуры, педагоги готовят для детей мультимедийные презентации по разным темам, связанным с ЭРС.

Воспитателям дошкольных образовательных учреждений важно не просто провести занятие, а создать целостный процесс взаимодействия воспитанников и педагога на основе новейших приемов, форм, технологий, методов организации образовательной деятельности дошкольников. При построении такой деятельности важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.

Проведя анализ литературных источников, я пришла к выводу, что в последние годы популярными становятся так называемые онлайн игры.  Онлайн игры/игры онлайн в дошкольных образовательных учреждениях  – это инновационная форма организации образовательной деятельности дошкольников в детском саду, так как с ее помощью развивается активная, деятельностная позиция воспитанника в ходе решения каких-либо игровых поисковых задач. С помощью технологии онлайн игр также можно интегрировать различные образовательные области, использовать возможности ИКТ.

Игра-онлайн в дошкольных образовательных учреждениях создается для детей, но помощь родителей очень важна. Они помогают ребятам выполнять задания, читать, работать с Интернет-источниками.

Мне бы хотелось рассказать о применении этой технологии на примере детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №1 «Золотая рыбка» с. Куюки. Игра-онлайн «Путешествие в историю народов Поволжья» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и основана на поиске дошкольниками пропавшего/спрятанного  предмета национальной утвари, чтобы дойти по карте до пункта назначения – достопримечательности. Каждый участник, совместно с родителями, выполнял задания онлайн игры, которые были на пути к предмету в городах Поволжья. Они учатся ориентироваться в потоке информации, выбирая ту, которая им была необходима, узнавали предметы народной утвари, достопримечательности, города, тем самым развивая внимание, память, мышление, представление об окружающем мире.

Цель методической разработки: создание единого информационного пространства «детский сад-семья» по ознакомлению дошкольников с этнокультурной региональной составляющей.

Задачи:

– обеспечить деятельность всех участников образовательных отношений единой информационной основой;

– повысить качество образования по проблеме ознакомления дошкольников с ЭРС через активное внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс;

– активное вовлечение родителей в образовательный процесс;

– приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан и Поволжья;

– предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

– создание благоприятных условий для воспитания личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

– ознакомление детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов Поволжья.

Игра-онлайн помогут быстрее развиваться маленьким интеллектуалам и достигать значительных успехов. Все полученные знания в процессе игры помогают обучить ребёнка и не только намного быстрее чем классические методы обучения. Образовательный игра-онлайн – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Игра-онлайн-задание в сети Интернет, с которым работают, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие игры онлайн для максимальной интеграции Интернета в различные образовательные области на разных уровнях. Они охватывают отдельную проблему, образовательную область.

Особенностью образовательных игр онлайн является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы с ним находится на различных сайтах.

Игра-онлайн  является одним из популярных и современных видов образовательных Интернет технологий, чаще всего они используются в школах для проведения урока, создания проекта. Но детские сады не отстают, используя инновационные, дистанционные технологии.

Игра-онлайн является захватывающим методом обучения и закрепления информации. Преимущества технологии онлайн игры заключается в том, что все материалы, с которыми работают дети и родители, исходят из Интернета.

В результате участники образовательных отношений ориентированы не на поиск информации, а на её использовании.

Ключевым разделом любого онлайн игры является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде.

Онлайн-игры могут создаваться на различных сайтах, но наиболее популярны:

— Eduneo.ru

Игра онлайн «Путешествие в историю народов Поволжья» была разработана как итоговое мероприятие тематической недели «Мы разные, но мы вместе».

Предусматривается прохождение детьми всех этапов онлайн игры вместе с родителями на домашних компьютерах с выходом в Интернет.

Задачи онлайн игры:

– обеспечить деятельность всех участников образовательных отношений единой информационной основой;

повысить качество образования по проблеме ознакомления дошкольников с ЭРС через активное внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс;

активное вовлечение родителей в образовательный процесс.

Первый шаг: разработка онлайн игры.

Я создавала онлайн игру.

Второй шаг: прохождение всех маршрутов онлайн игры детьми совместно с родителями.

Игроки получают карту с пунктом назначения и начинают своё путешествие по Поволжью, выполняя задания указанные на маршруте (например, найти предмет народной утвари за определенным памятником, в конкретном городе).

Третий шаг: подведение итогов.

Когда все три этапа пройдены, наступает момент подведения итогов. Родители подводят итоги онлайн игры, используя таблицу оценок, предложенную в онлайн игре. Дошли до конца карты, собирая/находя те или иные предметы утвари спрятанные достопримечательностями, определив к какой национальности, народу или городу относятся, справились с заданием. В заключение участники, успешно прошедшие все этапы онлайн игры, получают поощрительный приз в виде сертификата.

Онлайн игра «Путешествие в историю народов Поволжья» объединила 30 семей воспитанников (100% от общего количества семей). В увлекательной игровой форме, с использованием компьютера и Интерет-ресурсов дети совместно с родителями закрепили знания по ЭРС. Ознакомились предметами, памятниками, городами, народами Поволжья в игровой форме. Некоторые семьи получили новые знания и закрепили их в игровой викторине  и онлайн игре.

Получив положительный результат от онлайн игры, я решила,  продолжать разработку новых онлайн игр.