Путешествие по городам устного народного творчества

(Игра-путешествие для учащихся 2 класса)

Любовь ЛАВРЕНТЬЕВА,

учитель начальных классов Бурдинской средней школы Тукаевского района

 

Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме раздела «Устное народное творчество».

Цели урока:

образовательные: в игровой форме обобщить знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»; закрепить знания о жанрах устного народного творчества ,традициях русского народа;

развивающие:

– активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения;

– развитие критического мышления;

– совершенствование коммуникативной компетенции;

– развитие грамотной устной речи;

– навыков выразительного чтения;

воспитывающие: воспитание  нравственных качеств, творческого самовыражения, умения работать в группе.

Задачи урока:

– сформировать эмоциональный настрой;

– способствовать умению строить речевое высказывание в устной  форме;

– научить извлекать необходимую информацию и делать выводы;

– обеспечить понимание пройденного материала;

– формировать чувства прекрасного на основе  устного народного творчества;

– обобщить изученный материал.

Формы организации учебной деятельности  обучающихся: фронтальная, групповая.

Оборудование урока: компьютер,  проектор, карточки-задания.                                               

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Учитель. Добрый день, дорогие ребята!

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Тихо все за парту сели

На меня все посмотрели

И работать захотели.

– Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.

– Отгадайте загадку:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

  1. II. Актуализация знаний, мотивация

Учитель. Вот сегодня на этом поезде мы с вами отправляемся  в путешествие. Нас ждут необычные города и станции, с которыми мы познакомимся в течение урока. Прежде чем взять билеты (на каждом билете написаны задания) обратите внимание, что билеты на плацкартный вагон дешевле, а на купейный дороже, поэтому и задания будут разные. (Дети выполняют задания устно.)

1-й билет. Назови сказочных русских богатырей.

2-й билет. Чем закончилась сказка «Лиса и журавль»?

3-й билет. Назови по цепочке героев из сказки «Теремок».

4-й билет. Назови слова на букву «Р».

5-й билет. Из какой сказки «Позвала кошка мышку»?

6-й билет. Автор сказки «У страха глаза велики».

III. Работа по теме урока

Учитель. Перед посадкой необходимо пройти таможенный досмотр и оставить все лишнее. Найдите лишнее слово.

Прибаутки, подлежащее, поговорки, скороговорки, потешки. (Слова на экране.

– И так мы с вами сели в поезд и поехали.

1-й город – «Загадка»

– Каждый получит карточку. Вы должны отгадать загадки и разложить их по темам. (Темы написаны на доске.)

  1. Сто одёжек

И все без застёжек. (Капуста)

  1. На деревьях живет,

Орешки грызет. (Белка)

  1. Всех зверей

Она хитрей,

Шубка рыжая

На ней. (Лиса)

  1. Она бывает разной:

Черной, белой, красной.

А из ягод для ребят

Готовят мусс и мармелад. (Смородина)

  1. Варят из нее варенье,

Что поможет при леченье,

Если кашель и бронхит,

Если горлышко болит. (Малина)

  1. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)

  1. Без крыл, без ног белые мухи летают. (Снег)

Учитель. Продолжим путешествие. Нужно угадать название следующего города, из букв собрать слово. (Групповая работа.)

2-й город«Пословицы»

Задание. К каждой пословице найдите её концовку. Соедини их между собой линией. (Каждый получает карточку.)

 

Легко чужими руками а на сердце – лёд.
На языке мёд, не вырубишь топором.
Напишешь пером, надо в воду лезть.
Чтобы рыбку съесть, жар загребать.

 

Взаимопроверка (ответы на экране).

Станция «Физкультминутка» Музыкальная

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

3-й город – «Песня»

Учитель. Дальше едем. А что это за город, вы сейчас узнаете. Послушайте мелодию и отгадайте, как называется этот город. В какой город мы с вами попали?

Учащиеся. Город «Песня».

– А что эта за песня?

– Колыбельные песни.

– А вам ваши мамы пели колыбельные? (Дети берут карточки, кто-то выразительно читает, а кто-то поет.)

– А чтоб нам было весело ехать дальше, давайте споем частушку, которую сочинил народ. (В руках – народные музыкальные инструменты.)

4-й город – «Скороговорки»

Учитель. Скороговорки появились давно, в глубокой древности. В них играли и взрослые и дети.

– Для чего нужны скороговорки?

Учащиеся. Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая.

– Давайте и мы поиграем. Игра называется «Ромашка». (Скороговорки написаны на лепестках ромашки. Дети отрывают лепесток и в течение одной минуты тренируются проговаривать скороговорку. Затем проговаривают скороговорку как можно быстро, но внятно.)

5-й город – «Сказки»

Учитель. Продолжаем путешествие. Перед вами волшебный мешок. (Каждый подходит, достает предмет и называет название сказки. Затем показывают отрывок из сказки «Гуси-лебеди».)

6-й город – «Игры, считалки»

Учитель. Ребята, вы любите играть?

Учащиеся. Да!

Учитель. Это правда. У детей самый любимый жанр – игра. А давайте поиграем нашу любимую игру «Гуси-лебеди». Прежде чем начать игру, произнесем считалку и выбираем героев этой игры: волка, хозяйку. (Одевают костюмы.)

Считалка

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Считалка

Раз, два, три, четыре,

Кошку грамоте учили:

Не читать и не писать,

А за мышками скакать.

Игра

Хозяин говорит гусям:

– Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.

(Ребята бегут, размахивая руками, в «поле». Далее происходит диалог хозяина и гусей.

– Гуси, гуси!

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да-да-да!

– Так летите же домой!

– Серый волк под горой. Не пускает нас домой!

– Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!

(Авы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)

  1. IV. Итог урока

Учитель. На сегодня путешествие заканчивается, а как называется последняя станция, вы прочитаете сами.

– Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии.

– Кто поможет восстановить порядок?

– Что же у нас получилось? (Устное Творчество Народное.)

– Совершенно верно. Мы побывали в городах «Устного народного творчества».

– Произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств.

– С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведем устный опрос. (Прием «Синквейн».) Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки. (Все названия вывешиваем на доску.)