Путешествие на воздушном шаре

Айгуль РАМАЗАНОВА,

воспитатель детского сада «Колокольчик» г. Заинска

Задачи:

образовательные: закрепить знания детей о том, что в Российской Федерации проживают много разных народов, они объединены в республики. В них живут русские, татары, чуваши, удмурты и другие народы Поволжья. Они своим трудом преумножают богатства Российского государства, расширить и активизировать словарную речь детей;

развивающие: формировать представления детей о культурных богатства народов Поволжья: каждая народность имеет свои национальные праздники, национальные костюмы, фольклор; формировать представление о дружбе народов нашей страны;

воспитательные: воспитывать интерес и желание больше узнать о родном крае, о соседней республике; пробуждать симпатии к сверстникам и взрослым разных национальностей.

Ход НОД

Ведущий. Более 140 различных народов проживает в современной России. У каждого народа есть своя история, культура, обычаи, праздники. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше понять друг друга. Чтобы получше узнать о некоторых народах я приглашаю вас в путешествие на воздушном шаре. (Дети подходят к воздушному шару, стоят рядами. Звучит музыка «На большом воздушном шаре». Когда музыка останавливается, дети выходят, идут на свои места. К ним на встречу идут дети в татарских национальных костюмах.)

Дети. Исәнмесез, дуслар! Татарстан – один из самых многонациональных регионов России. Здесь добывают нефть и газ, выращивают зерно и сахарную свеклу, любят весёлые песни и танцы. (Татарский танец «Чулпылар».)’

Мальчик в тат костюме.

Мин яратам сине, Татарстан!

Горур халкың өчен яратам.

Җан эреткән әнкәм теле өчен –

Татар телең өчен яратам.

(Татарская песня «Һаман бию кызык шул».)

Ведущий. Ну что-же, ребята, продолжим наше путешествие. (Дети подходят к шару, звучит музыка. Когда музыка заканчивается, дети выходят из-за шара. К ним навстречу идут дети в марийских костюмах.)

Дети в марийском костюме.

Арумы, карендэшлэр!

Марийский край родной

На карте мира.

Ты даже меньше, чем клёновый лист.

У нас в сердцах,

Мой край марийский милый,

Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Марийцы сохранили любовь к родникам, колодцам, лесу. Традиционными занятиями являются земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота. (Марийский танец.)

Ведущий. А мы продолжим путешествие. (Дети подходят к шару. Когда заканчивается музыка, навстречу выходят дети в чувашских костюмах.)

Дети в чувашских костюмах.

Авани тус!

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!

И имя и язык твой – сердцу свято,

Дубравами и хмелем, и трудом

И песнями и вышивкой богата.

Чувашия богата своими сказками и танцами. И вам предлагаем посмотреть чувашскую народную сказку «Лиса-плясунья».

Инсценировка сказки

Автор. Один старик принёс из леса живую лису и говорит старухе.

Старик. Я тут кое-что из лесу принёс, вот посмотри.

Автор. Как увидела старуха лису, схватила старую шапку у старика и бросила её в печь. А старик говорит лисе.

Старик. Прежде чем я пущу тебя на шапку, попляши для нас.

Автор. Бедная лиса испугалась, а сама и говорит.

Лиса. Я бы сплясала для вас, да у меня хорошего платья нет.

Автор. Старуха дала ей своё платье, а лиса снова.

Лиса. Я бы сплясала, но у меня нет хушпу на голову.

Автор. Надели старик со старухой хушпу на голову лисе и спрашивают.

Старик со старухой. Хватит любоваться, почему не пляшешь?

Автор. А лиса им отвечает.

Лиса. На шее у меня монисты нет, да и браслетов не хватает.

Автор. Одели на лису украшения, она повеселела и начала плясать, дед на гуслях играть, а старуха в ладоши хлопать. Жарко стало, старуха и открыла дверь, только её и видели. И остался старик без шапки, старая в печке сгорела, а новая в лес ушла. (Чувашский танец.)

Ведущий. А мы продолжим путешествие. (Звучит музыка, когда перестает играть музыка. Навстречу выходят дети в русских костюмах.)

Дети в русских костюмах. Здравствуйте, друзья!

Если долго-долго-долго

На воздушном шаре нам лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть:

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек,озера,горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая, необъятная страна.

(Русский народный танец «Балалайка».)

На Руси было много весёлых праздников: Святки, Рождество, Масленица. Время перехода от зимы к весне приходится на Масленицу – это время блинов, пирогов. (Оркестр «Масленица». Выходят четыре ребёнка в разных национальных костюмах читают стихотворение.)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной дозор.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна.