Путешествие морковки по пищеварительному тракту

 

Флёра НИГМАТЗЯНОВА,

воспитатель детского сада № 59  г. Казани

Цели:

– познакомить с работой пищеварительного тракта;

– дать понятия о расположении пищевода, желудка, толстой и тонкой кишки;

– тренировать детей изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств».

Методические приёмы: психогимнастические упражнения, элементы театрализации, художественное слово.

Оборудование: схема, маска зайца, волшебная палочка.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с вами поиграем в игру-превращалку. Я скажу заклинание:

Чики – чикалочки!

Вот палочка – превращалочка.

Как только я её возьму,

Всех в кого-то превращу.

Вот я палочкой взмахну,

Всех вас в гномов превращу

Воспитатель. Теперь вы – гномики. А я буду дедушка – гном.

– А какие бывают гномы? (Маленькие)

– Покажите какие? А где они живут? (В лесу)

– А что они носят? Постучите деревянными башмачками, наденьте колпачки, покажите бороду.

– Давайте, послушаем, как звонко звенят колокольчики на наших колпачках. Головой влево мотнули, наклонили её подальше к плечику, потянулись, чуть покачали головой, услышали «динь-динь». Теперь вправо головкой склонились к плечику, послушали другим ушком. Теперь головку вперед склонили, стараемся подбородком курточки своей коснутся, опять послушали колокольчик. Назад головку отклонили, послушали. (1 мин.)

– Очень весело стало гномикам, давай они головкой крутить влево-вправо. Головка как шарик по плечам катается. Чувствуете, как легко шейка головку катает, какой перезвон идет по поляне.

– А ещё гномики любят ходить гуськом друг за другом: пяточка к носочку, пяточка к носочку.

– Чем быстрее я буду хлопать, тем быстрее гномики идут. (3 раза менять темп.)

– Поиграли гномики и решили пойти в лес погулять. Стали друг за другом, дедушка впереди и пошли по тропинке. Вдруг услышали что-то, будто говорит, шумит, ворчит.

– Я загадаю загадку, а вы угадайте, что же это такое?

К маме – речке я бегу и молчать я не могу.

Я её сын родной, а родился я весной.

– Это ручеёк. Давайте послушаем ручеек. А теперь подойдём к ручейку и опустим ладошки.

– Стали гномики волны руками гнать влево-вправо. Ручки прямые, висят свободно как-будто полощутся. (1 мин.)

– Разбаловались гномики, давай брызгаться. Кулачки сжали и ну, молотить по воде: раз! Два!

Брызги во все стороны, весело гнома. Всё быстрее и быстрее кулачками по воде молотят. Да, устали гномики, кулачки уже так быстро не стучат, всё тише и тише.

Обрызгались гномики с ног до головы, промокли. Стали друг другу вытирать, ладошкой нежно, ласково, а теперь плечики, ручки, спинку, грудку. (Дети в парах вытирают один другого. Потом меняются.) А остатки воды с себя стряхнули сами – раз! И встряхнулись всем телом. Подпрыгнули чуть-чуть. Опять сухие.

Воспитатель. Поиграли, пойдем дальше.

– Ой, что это в кустах7 испугались гномики. Боятся гномики. Не двигаются. Я пойду посмотрю кто там? Отгадайте загадку и узнаете?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Воспитатель. Правильно, зайка. Что-то зайка очень грустный.

– Зайка, почему ты грустишь?

Заяц. Кушать хочу. Я давно не ел.

Воспитатель. Чем же тебя накормить? Гномики, вспомните, что кушают зайцы? (Овощи, кору.)

Заяц. Я не хочу кору, я её долго ем. Мне уже плохо от неё.

Воспитатель. Ой, я знаю, что делать. Здесь недалеко, за лесом есть огород. Там растёт морковь. Я думаю, если мы возьмём немного моркови для зайца, то хозяин не обидится.

– Идем, зайка, с нами. Тропинка узкая, идём друг за другом. Вот и пришли.  Какая крупная  морковь! (Заяц бросается к грядке, схватил грязную морковь, хочет съесть.)

Воспитатель. Зайчик, зайчик, нельзя есть такую морковь!

Заяц.  Почему?

Воспитатель. Потому, что на грязной моркови могут быть вредные микробы.

Заяц. Что может произойти, если в организм попадут микробы?

Воспитатель. Можно заболеть.

Заяц. А что такое микробы?

Воспитатель. Вот … (заранее ребенку дать стихотворение, чтобы выучил) знает стихотворение про микроб. Микроб – ужасно вредное животное

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное в живот

Гуляет по больному и щекочется

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чиханье, и пот.

– Теперь понял?

– Хотите узнать, что происходит с морковкой, когда она попадает в рот. Садитесь вот сюда на травку. Давайте проследим за «Путешествием морковки по пищеварительному тракту». (Схема)

– Сначала морковка попадает в рот. Во рту пища смачивается слюной и мы жуем ее зубами. Хорошо пережёванная пища попадает в красный и мускулистый пищевод, весь в складках, похожих на перила. По пищеводу она катится 5 секунд. Прокатившись по пищеводу, морковка очутилась в пещере, в которой бурлит теплое море. Стены пещеры ходят ходуном, трутся друг о друга, а сверху сыплется едкий дождик. Эта пещера и есть желудок. Его главная работа переваривать пищу, а помогает ему в этом желудочный сок.  Кушать нужно хорошо пережёванную пищу и всегда в одно и тоже время. Потому, что желудок вырабатывает желудочный сок в определенное время.

– Скажите, почему пищу нужно хорошо пережевывать? (Чтобы желудку легче переварить пищу.)

– Если пищу глотать большими кусками, желудок может заболеть. Давайте посмотрим, куда попадает наша морковка после желудка.

После желудка начинается длинный извилистый коридор кишечника, который имеет длину 8 метров.

– Как считаете, такой длинный кишечник поместился в нашем животе?

Наш кишечник свернут плотно как змея. Морковка в нем превращается в кащицу. В тонкой кишке, переваренная пища с помощью маленьких ворсинок – носиков всасывает пищу. Через стенки кишечника впитывается в кровь и переносится ко всем органам. Дальше морковка попадает как бы в толстый хвост – толстую кишку. Это хорошая «Хозяйка», она впитывает всю воду, а остатки (отходы) без сожаления выбрасывает. Вот какие превращения происходят с морковкой во время путешествия по пищеварительному тракту.

– Вам все понятно, гномы? А тебе зайка?

– Да, только я хочу кое –что уточнить?

Викторина

  1. Что происходит с морковкой во рту? (во рту пища смачивается слюной и мы жуем ее зубами)
  2. Сколько времени морковка едет в желудок? (5 секунд)
  3. Как желудок переваривает пищу? (Стенки желудка трутся друг о друга, а сверху сыплется едкий дождик; желудок переваривает пищу с помощью желудочного сока.)
  4. Как тонкая кишка всасывает питательные вещества? (Всасывает с помощью маленьких ворсинок – насосиков.)
  5. Что всасывает толстая кишка? (Воду.)

Воспитатель. Молодцы, теперь  мне все понятно. Я хочу с вами поиграть в игру «Ищи».

– Пока вы играли, я помыла морковь. Теперь ее можно есть. Угощайтесь.

– Скажите, какой витамин спрятался в морковке?

– Правильно. А еще, если хотите вырасти большими, тоже нужно есть морковку.

– А теперь проводим зайку в лес.

– А нам нужно вернуться в детский сад. Только в детский сад ходят дети, а не гномики. Возьму-ка я опять волшебную палочку:

Чики – чикалочки,

Игра – палочка.

Палочка превращалочка.

Вот я палочку возьму, всех в ребяток превращу!