Птицы нашего края

№ 180

(Проект)

Лилия МУРТАЗИНА,

учитель начальных классов гимназии №141 г. Казани

Участники проекта:  ученики 4 класса, родители учащихся, учитель.

Проблема: социальная интеграция, экологическая культура учащихся.

Цель: социальная адаптация, формирование экологических знаний и экологической культуры.

Задачи:

– социализация и интеграция в общество;

– ликвидация психолого-педагогической неграмотности родителей, коррекция общения ребёнка с семьёй путём совместной творческой работы;

– воспитание правильного представления об экологической цепочке;

– развитие познавательного интереса детей;

– формирование исследовательских навыков;

– вырабатывание у школьников желания вносить посильный труд в природоохранительную деятельность;

– активизация мыслительной, двигательной, речевой, художественной и природоохранительной деятельности.

Предварительная работа:

1. Подбор и систематизация иллюстративного материала (видео-аудио-записи, картинки, фотографии, альбомы и др.).

2. Подбор научной и художественной литературы.

З. Знакомство с внешним  видом и жизнью птиц нашего края.

Тип проекта:

по числу учащихся: групповой;

по доминирующему методу: творческий;

по предметным областям: межпредметный (развитие речи, чтение, ручной труд, изо).

по продолжительности: долгосрочный.

Режим работы: урочное и внеурочное время.

Продукт деятельности:

1. «Птицы нашего края» – подборка иллюстративного и научного материала.

2. Классный час «Птицы нашего края».

3. Открытый урок по чтению «Волшебница-зима. Чтение рассказа «Воробьишки».

4. Выставка детских работ.

5. Фоторепортаж.

Этапы проекты:

1. Подготовка: постановка цели и задач проекта; определение продукта проекта; создание игровой ситуации; сбор материалов.

2. Планирование: определение источников информации; способ сбора информации; разработка внеклассного занятия, экскурсий, открытого урока, консультаций для родителей; распределение обязанностей между группами.

3. Результаты и выводы: сбор информации; оформление выставки.

4. Заключительный презентация выставки.

Содержание выставки детских работ «Птицы нашего края»

Рисунки.

Ф.И. учащегося.

1. Бурганов Мурат

2. Туганов Артур.

3. Низамова Зайнап.

4. Болтаева Софья.

Оригами.

Ф.И. учащегося.

1. Вахитова Зарина.

2. Зарипов Эльдар.

3. Мирзахметов Руслан.

4.Габдулманнанов Саид.

Поделки из природного и бросового материала.

Ф.И. учащегося.

1.Хафизов Тимур.

2. Снегирёва Марина

3. Бикмиева Альфия

4. Андреева Яна

Лепка.

Ф.И. учащегося.

1. Файзуллин Тимур

2. Маврин Роман

3. Капитонова Анжела

4. Судакова Екатерина

Дидактические игры.

1. «Проверь названия птиц».

2. «Кто лишний?».

3. «Какой птички не стало?

4. «Один – много».

5. «Ласковое слово».

Художественная литература для чтения детям.

1. Н.Сладков. Синички-арифметички.

2. Н.Сладков. Воробей и Синица.

3. Н.Сладков. Трясогузкины письма

4. В.Бианки. Красная горка.

5. И.С.Тургенев. Воробей

6. Д.Н. Кайгородов. Синицы.

7. Н.Сладков. Синичий запас.

8. В.А.Тетюрев. Синицы возле жилья.

9. С.Есенин. Тинь-тинь, синица!

10. В.Чаплина. Лесная кормушка.

Экскурсии

1. Сезонные изменения в природе и наблюдения за поведением птиц.

2. Сезонные работы  и наблюдения за поведением птиц.

Фрагменты экскурсий.

Сентябрь

(Перед экскурсией оставить корм для птиц в кормушке.)

Цель: прививать желание заботиться о птицах, обратить внимание на форму, размер и части птиц; учить различать птиц по величине; называть некоторых птиц, что и как они клюют.

1. Наблюдение (познавательно- исследовательская деятельность).

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Какие части тела?

– Чем птицы собирают корм?

– Как кричат?

– Как передвигаются?

2. Загадка.

Чик-чирик к зёрнышкам прыг,

Клюй, не робей.

Кто же это?

3. Подвижная игра «Воробушки и кот».

4. Трудовая деятельность (кормление птиц).

Октябрь

Цель: продолжить наблюдение за птицами; учить различать и называть части тела птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.

1. Наблюдение (познавательно-исследовательская деятельность).

Обратить внимание на особенности поведения птиц осенью, большое количество сидящих на деревьях, кустарниках воробьёв. Как  некоторые птицы собираются в стаи и с наступлением холодного времени года готовятся к перелёту в тёплые края (если будет такая возможность, понаблюдать перелёт птиц). Рассказать об особенностях питания.

Беседа

– Части птицы.

– Какая головка? Что на головке?

– Для чего нужен клюв?

– Чем покрыто тело?

– Как  передвигаются? (Летают, прыгают.)

2. Стихотворение.

– Воробей, что ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь.

– Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

                                (А.Тараскин)

Октябрь

Цель: расширить представление о птицах; обратить внимание на особенности поведения птиц; воспитывать доброе отношение к представителям пернатого мира.

1. Наблюдение (познавательно- исследовательская деятельность).

Обратить внимание на особенности  поведения птиц. (Нахохлившиеся, прыгающие воробьи.)

– Что случилось? Почему воробышки прыгают? Что они ищут? Что хотят от людей? (Объяснить  детям,  что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными  крошками,  пшеном.) Вместе с детьми повесить кормушку.

2. Стихотворение.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

Чик-чирик!

3. Подвижная игра «Птички и злой осенний ветер».

Ноябрь.

Цель: продолжать наблюдения за птицами, их повадками; закрепить знания о птицах: названия, части тела, питание.

1. Наблюдение (познавательно-исследовательская деятельность).

Обратить внимание на особенности и названия других птиц, прыгающих в стае воробьёв.

– Почему воробьи летают стайкой?

– Куда делись насекомые?

– Почему птицы летят к людям?

– Как люди заботятся о птицах?

– Что есть у птиц? (Части тела)

Предложить покормить птиц. Понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание, что у птиц есть глаза – они видят корм, когда им насыпают, есть клюв – они клюют крошки, есть ноги лапки, с помощью которых они ходят, есть хвост и крылья – благодаря которым они летают. Окрас птиц разный.

2. Трудовая деятельность: приготовление корма для птиц вместе с учителем.

Декабрь.

Цель: расширить знания о жизни птиц в зимний период, развивать умение и желание помогать им.

1. Наблюдение (познавательно-исследовательская  деятельность).

– Какие птицы прилетели к нам?

– Какое у них оперение?

– Почему птицы прилетают к людям?

2. Стихотворение.

Птичьи гнёзда опустели,

Птицы к югу улетели.

Те, кто холода не испугались,

С нами на зиму остались.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать.

3. Подвижная игра «Собачка и воробей».

Январь

Цель: расширять представление о зимующих птицах, воспитывать любовь и прививать желание заботиться о них.

1. Наблюдение (познавательно – исследовательская  деятельность).

Кто прилетел в нашу столовую?

– По каким приметам узнали птиц?

– Как ведут себя в морозы?

– Какие следы оставляют на снегу?

2. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц в кормушке нашей (ритмично сжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых крылышках (пересчитывают пальчики или хлопают в ладошки).

Всем хватило зёрнышек (руки – в стороны).

3.Трудовая деятельность: расчистка дорожек.

Февраль

Цель: формировать основы познавательных умений в изучении окружающего мира; закладывать систему знаний о птицах; воспитывать бережное отношение к животному миру.

1. Наблюдение (познавательно-исследовательская  деятельность).

– Какие птицы прилетели?

– Какой корм? Кто любит сало?

– Что за птичка с красной грудкой?

Прислушайтесь, птички между собой переговариваются, они рады, что их друзья прилетели к нашей кормушке, и вам они говорят спасибо.

– Почему птички вспорхнули и улетели?

2.Трудовая деятельность. Кормление птиц.

Март

Цель: расширять представления детей ранней весной.

1. Наблюдение (познавательно-исследовательская  деятельность).

Предложить послушать голоса птиц.

– Что происходит в жизни птиц? (Птицам стало тепло, но земля ещё полностью не оттаяла, им нечего есть: нет  ни травинок, ни червячков, ни мошек).

– Что мы слышим вокруг? (Голоса птиц.)

– Какие птицы прилетели на пришкольный участок?

– Что делают птицы? (Клюют корм, пьют воду из лужицы, греются на солнышке.)

Рассказать о прилёте трясогузке – ледоломке.

2. Стихотворение.

О чём поют воробышки

В последний день зимы?

Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

Апрель

Цель: расширять представления детей о перелётных и зимующих птицах.

1. Наблюдение (познавательно-исследовательская  деятельность).

С приближением весны к кормушке не прилетают синички.

Обратить внимание на грача.

Май

Цель: расширять представления о поведении птиц весной; формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на школьный участок.

1. Наблюдение (познавательно-исследовательская  деятельность).

Предложить послушать голоса птиц.

– Что случилось с птицами?

– Почему стало так много птиц?

– Почему они возвращаются к нам?

– Что строят на деревьях?

2. Подвижная игра «Воробушки – пташки».

3. Задание на лето.

Продолжать наблюдения за птицами, их повадками (вместе с родителями).

Научный материал для  учителя и родителей – «Трясогузка»

Трясогузка стройная и грациозная (изящная, красивая в движениях). Спинка и бока у неё серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками.

С трясогузкой можно встретиться почти всюду. Чаще её можно увидеть у воды, а иногда и довольно далеко от водоёмов.

Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озёрах ещё лежит лёд. В народе трясогузку называют « ледоломкой» — птичка бегает по льдинам, ищет вмёрзших  в лёд жучков, трясёт хвостиком- «лёд ломает».

Свои гнёзда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьёв. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе и птенцам. Материалом для их работ служат стебли, корешки, листья и кусочки мха. Чтобы гнездо было мягче, птички выстилают его шерстью, перьями, пухом. Обычно в гнезде 5 – 6 яиц, раскрашенных серыми точками. Через две недели проклёвываются птенцы, которых родители кормят мошками и комарами. Когда малыши подрастут, они гуляют вместе с мамой – трясогузкой. Мать зорко следит за детьми и не забывает их покормить.

Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает на 3 – 5 шагов. А ещё она проворная и храбрая. Заметит опасность – громко и тревожно кричит: «Ци-зи! Ци-зи!». На крик прилетают другие трясогузки и прогоняют обидчика.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых – вредителей. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое или поднимается в воздух и догоняет улетевшую добычу.

В 2011 году трясогузка названа птицей года.

Осенний перелёт длится с сентября по ноябрь.

Муртазина

Признаки: окраска варьирует в зависимости от возраста, подвида и времени года, но она всегда серая (у птенцов с коричневатым оттенком), черная и белая. Длина вместе с хвостом 18 см. Голос — «филипп». Часто приседает, покачивая хвостом.

Распространение: живет всегда недалеко от воды, никогда в лесу. Для получения воды белой трясогузке достаточно небольшой лужицы около навоза на скотном дворе. Во время осеннего перелета стаи птиц отдыхают на лугах, в камышах и у илистых берегов.

Размножение: белые трясогузки начинают строить гнездо только через 2-4 недели после того, как они закрепили за собой участок территории. Гнездо всегда располагается под прочной крышей, но выбор мест очень разнообразен: под перекрытиями сарая, в дырах стен, в поленницах дров, под мостами, в норах, трубах и т. п.

Снаружи гнездо выложено травинками, изнутри — перьями и шерстинками. Обычно это тщательно выполненное сооружение, нередко и довольно непрочное. Выводит потомство два раза в год, в редких случаях три раза. Первая кладка в мае, причем самка ежедневно откладывает по яйцу, пока яиц не будет пять. Время насиживания — 12 дней, птенцы остаются в гнезде от 14 до 15 дней.

Питание: только животный корм, Прежде всего насекомые, которые развиваются в воде, довольно крупные, размером до стрекозы.

Муртазина2

 

Союз охраны птиц России в шестнадцатый раз выбрал птицу года. На сей раз этот титул получила белая трясогузка, которая отвечает всем требованиям: она распространена на большей части территории нашей страны, легко узнаваема, нуждается во внимании и помощи человека.

Мы сможем радоваться этой милой птичке (и помогать ей!) значительную часть года. Белая трясогузка прилетает в наши края перед вскрытием рек и началом ледохода (известна примета: «трясогузка-ледоломка – своим хвостом лед разбивает»), а улетает в октябре.

В 2011 году Союз охраны птиц России планирует собрать фенологические данные о жизни этих птиц, оценить их численность в разных регионах страны, найти места ночевочных скоплений трясогузок и узнать, не угрожают ли им те или иные опасности, организовать массовое изготовление домиков различных конструкций для птицы года, выяснить, как трясогузки оценят новые жилища… Дел хватит всем. Присоединяйтесь!

Птицы играют важную роль в жизни леса, оживляют любую прогулку – никто не остается равнодушным к мелодичному пению лесных птиц. Для привлечения большего количества птиц в наши леса и поселки вы можете принять участие в экологической акции. Изготовленные вами домики помогут птицам найти дом для себя и птенцов.

Муртазина4

Домики можно сделать из любых досок, толщиной не менее 1,5 – 2 см. Доски должны быть обязательно не струганные, так как по гладкой поверхности стенки и птице и птенцам трудно выбраться наружу. После сверления летка, с его края необходимо снять зазубрины ножом или напильником. Щели между стенками и полом должны быть в пределах 1-3 мм, слишком плотно скреплять детали не следует – дуплянке необходимо проветривание.

Муртазина6

Синица

Синица – одна из самых известных птиц. Оперение синицы яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в жёлтую блузочку с чёрным галстуком и в зелёный плащик, а голову украсила тёмноё шапочкой.

С синицей можно встретиться в лесу, парке,  в саду, около дома человека.

На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки синиц перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

Строят гнёзда самки весной. Они не утруждают себя долгим выбором места. Кроме дупла, они могут построить гнездо в отверстии стены, в железной трубе, в почтовом ящике, в выброшенной консервной банке или башмаке, в скворечнике. Выстилают гнездо толстым слоем мха, в котором делают углубление и выкладывают его шерстью. Появляются 8 – 10 птенцов. Молодые синички покидают родной дом, спустя 15-20 дней после рождения, и сразу пробуют летать. Некоторое время родители их опекают, а потом отделяются.

Синица всем интересуется, всюду суёт свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Лазая по веткам, они обшаривают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Летом в лесу много корма. Предусмотрительные синицы прячут про запас в щ1лки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких запасок. Когда наступят холода, синица найдёт припасённого летом жучка и склюёт его. Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для других птиц. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение. Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, лакомятся ягодами. Иногда стайка синиц летит следом за дятлом. Разобьёт дятел своим крепким клювом гнилой пень, а синицы тут как тут, ищут спрятавшихся на зиму насекомых. В морозные зимние дни синицы прилетают поближе к жилью. В ноябре люди отмечают «синичкин день» — укрепляют на деревьях  кормушки, рассыпают семечки и зёрнышки, вешают за окно кусочки сала.

За день они съедают столько насекомых,  сколько весят сами. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.

Воробей

Воробей – маленькая, неунывающая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными чёрными полосами. Хвост тёмно-бурый, крылышки тоже тёмно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло чёрные, а вот головка серая.

Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? Живя возле нас , птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные мест где можно весной свить гнездо. Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или за резными окошками деревянных домов. А городские воробьишки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона. Строительство гнезда – дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювиках пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают.

Воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди высиживают яйца. Через 14 дней в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители « сбиваются с ног «, чтобы накормить малышей мошками, комарами и другими насекомыми. Растут воробьишки быстро, и уже через 10 дней  родители начинают их обучать всем премудростям воробьиной жизни.

В народе воробьёв нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым  носом ленивого кота. Если какому – нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев. Смелые и дружные воробьи могут дать отпор врагу. Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно собираются в плотный рой, и вместе бросаются навстречу врагу. Враг отступает.

Воробьи – полезные птицы. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зёрнышки и семена растений. Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него.