Птицы – лесные жители

№ 156

(Урок по «Окружающему миру» во II классе)

Гузель ГАБДРАШИТОВА,

учитель начальных классов Политехнического лицея №182 г. Казани

Тип урока. Урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала).

Цель урока. Создать условия для ознакомления детей с особенностями птиц.

Задачи урока:

образовательная: познакомить учащихся с лесными птицами;

развивающая: развить речь, мышление, внимание, память обучающихся;

воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

личностные:

формировать умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению;

– формировать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

предметные: уметь по заглавию определять основное содержание текста.

Ресурсы: учебник (Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 2 класса, 2-я часть), презентация, карточки с заданиями.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель. Здравствуйте, ребята, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

– Доброе утро, солнышко! (Все поднимают руки, затем опускают.)

– Доброе утро, небо! (Аналогичное движение.)

– Доброе утро, всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Внимательно проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке?

Ручка, учебник и тетрадка?

Все дружно беритесь скорей за работу.

II. Проверка домашнего задания

Учитель. А начнём мы работу на уроке с проверки домашнего задания. Вам было задано подготовить выступление о животных леса. Кто хочет ответить?

(4 ученика выступают и отвечают на вопросы, остальные сдают оформленные работы.)

Учитель. Хорошо, ребята, молодцы.

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности

Учитель. А чтобы узнать тему нашего урока, вы должны разгадать загадки:

1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

2. Днём спит, ночью летает.

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

3. Возле дома, по дорожке,

Скачет, собирая крошки.

Друг синиц и голубей,

Серый, шустрый … (воробей).

 

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Учащиеся. О птицах. (1-й слайд)

Учитель. Тема нашего урока – «Птицы – лесные жители». А вы всё знаете о птицах?

Значит, какая цель нашего урока?

Учащиеся. Мы должны познакомиться с особенностями птиц.

IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)

1. Определение последовательности действий на уроке.

Учитель. Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы (2-й слайд):

 

– Для чего птицам перья?

– Как переносят птицы стужу?

– Зачем птицам крылья?

2. Поиск решения («открытие» нового знания).

Учитель. Кто может ответить мне на вопрос, чем отличаются птицы от зверей?

Учащиеся. Тело птицы в отличие от животного покрыто перьями.

Учитель. А зачем птицам нужны перья?

Откройте учебник на стр. 67. (Дети отвечают на вопрос, затем читают текст из учебника на стр. 67.)

Зачем птице перья?

Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.

Учитель. Ребята, как переносят птицы стужу? А как? (Ответы учащихся.)

Учитель. Да, переносят стужу, и перья им в этом помогают, а ещё некоторые птицы улетают в тёплые края)

Как вы думаете, для чего птицам летать?

Учащиеся. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.

Учитель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше?». Вы должны назвать перелётных птиц. Выиграет тот, кто назовёт большее число перелётных птиц. (Ответы детей.)

Учитель. Как много птиц вы знаете, вы – молодцы! (3-й слайд)

V. Первичное закрепление

Учитель. Ребята, у вас на  столах лежат карточки с описанием птиц, вы, работая в группах по 4 человека, должны рассказать об этой птице другим группам, а остальные должны угадать по описанию. И назвать перелетная или зимующая эта птица.

Игра «Угадай птицу» (4-й слайд)

1. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый. (Дятел)

2. У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона)

3. На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое. (Синица)

4. Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам – белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый. (Сорока)

5. Благодаря своей окраске это очень примечательная птица, хоть и небольшая. Их фотографии часто украшают календари и новогодние открытки. Это маленькая птичка, похожая на воробья. Главная особенность этих птиц – их окрас: грудка, шея и щеки ярко-красного цвета, спинка серо-голубая. Голова и клюв черные, может даже показаться, что надета черная шапочка. Хвост и крылья тоже черного цвета, на крыльях есть светлые полосы. (Снегирь)

VI. Включение нового знания в систему знаний

Учитель. Ребята, внимательно послушайте, я расскажу вам о ласточке. А потом попробуйте ответить мне на вопросы. (Чтение рассказа из учебника.)

Учитель. А сейчас, ребята, я поделю вас на 6 вариантов, каждый вариант получит на пересказ одну птицу из учебника на стр. 69. Вы должны прочитать и подготовить на пересказ, пока один человек рассказывает, следующий вариант готовит вопросы.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель. Проверим, как внимательно вы слушали своих товарищей по группам и запомнили те сведения, которые узнали о птицах.

– Выберите правильный вариант ответа и запишите на листочках номер ответа и вопроса. Теперь проверьте свои ответы по экрану. (5 – 7 слайды)

– Если у вас нет ошибок, значит вы поняли тему, если допустили 1 – 2 ошибки, значит нужно быть более внимательным на уроке.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель. Ребята, давайте мы с вами сделаем вывод, почему птицы улетают? (Прочитают текст из учебника на стр. 70.) Согласны ли вы с ним? (Учащиеся выражают свою точку зрения.)

– Кто считает, что со всем справился легко и всё понял – похлопайте себе.

– Если вы считаете, что ещё не достаточно поняли тему и у вас возникали затруднения во время работы на уроке – улыбнитесь и скажите себе: «Я буду стараться, и у меня всё получится».

– Молодцы!

IX. Домашнее задание

Учитель. Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: подготовить сообщение об одной птице. Спасибо всем, до свидания!