Проведение олимпиад по русскому языку для учащихся старших классов в школе для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

 

Эльмира ХУСАИНОВА, 

учитель-дефектолог I квалификационной категории Казанской школы-интерната №1 для детей с ОВЗ г. Казани

В России подготовка подрастающего поколения к практической деятельности невозможна без овладения русским языком. Школа для детей с ОВЗ (нарушениями интеллекта) готовит своих воспитанников к непосредственному включению в самостоятельную трудовую жизнь. Практическая направленность в обучении языку конкретно выражается в том, что целью и основным принципом занятий по данному учебному предмету является работа над развитием речи детей. Успех обучения русскому языку может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую подготовку.

Олимпиады по русскому языку являются не только действенным средством расширения запаса знаний в области лексики, фразеологии, морфологии, стилистики русского языка, но и выявления относительно одарённых в лингвистическом отношении учащихся. Олимпиады так же воспитывают у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку. Данное мероприятие проводится с учётом знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, но задания, направленные на развитие речи и познавательных возможностей детей, не должны повторять упражнения, выполненные ранее на уроках. Задания подбираются в занимательной, игровой форме, так, чтобы они вызывали живой интерес у детей.  Продолжительность – не более 40 минут.

В школьной практике существует несколько способов проведения олимпиад по русскому языку, каждый из которых имеет свои особенности. Олимпиады чаще всего проводятся в два тура. К участию в первом туре обычно приглашаются все желающие.

За несколько дней до начала первого тура создаётся жюри, в состав которого входят учителя-словесники и завуч по учебно-воспитательной работе. В кабинете русского языка вывешиваются тексты заданий. В них включаются вопросы по фонетике, лексике, словообразованию, стилистике и культуре речи. Переписав задания, учащиеся в течение нескольких дней работают самостоятельно. К назначенному сроку дети сдают свои работы членам жюри, которые после проверки заданий подводят итоги первого тура олимпиады. Имена победителей первого тура называются на линейке. На уроках русского языка проводятся разборы типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий первого тура олимпиады. Одновременно школьникам сообщаются условия проведения второго тура соревнования, говорится о том, что победители первого тура будут выполнять задания повышенной сложности в условиях полной самостоятельности. Учителя советуют школьникам, какие разделы программы следует повторить при подготовке ко второму туру олимпиады.

Задания второго тура должны быть более сложными, однако сам характер из резко изменять не следует, чтобы дать возможность учащимся лучше сориентироваться в содержании предстоящей работы и не отпугивать их чрезмерно трудными и неожиданными вопросами.

В день проведения второго тура олимпиады нужно создать в школе торжественную, праздничную обстановку. Следует соответственным образом оформить кабинет русского языка: вывесить стенды с высказываниями выдающихся общественных деятелей и писателей о языке, выпустить стенгазеты, посвящённые олимпиаде, организовать выставку книг о занимательной грамматике, написать лозунг с приветствием, обращённым к участникам второго тура. После проведения торжественной линейки, где учитель русского языка поздравляет участников второго тура соревнований, учащиеся занимают свои места в кабинете русского языка, рассаживаясь по одному.

Участникам олимпиады предъявляются задания, сообщаются о порядке проведения соревнования, и начинается работа учеников, строго ограниченная временными рамками. Жюри тщательно следит за выполнением всеми учащимися условий конкурса. Им не разрешается советоваться друг с другом, пользоваться сотовым телефоном, справочной литературой и выходить во время работы из кабинета.

По окончании работы жюри подводит итоги соревнования, в результате чего определяются победители, занявшие первые три призовых места. О результатах второго тура олимпиады объявляется на торжественной линейке, где выстраиваются все учащиеся данной школы. Директор школы вручает победителям грамоты и подарки.

Подбор заданий для учащихся

Важная роль при организации олимпиад принадлежит работе по подбору заданий для учащихся. Ведь от того, какие будут даны типы заданий, зависит не только фактический результат соревнований, но и его воспитательная ценность. Целью олимпиад является проверка заданий по русскому языку в объёме программы, уровня развития речи и вместе с тем сообразительности и смекалки школьников.

Не стоит давать задания только по привычным моделям (расставить ударения в словах, разобрать слова по составу, подобрать синонимы к словам, вставить нужные предлоги, употребить существительные в соответствующих словах и т.д.). Подобный подход к составлению вопросов и заданий приводит к тому, что олимпиады теряют свою специфику и превращаются в дополнительные контрольно-проверочные работы. Всё это не вызывает живого интереса у школьников к проводимому внеклассному мероприятию. При проведении первых туров соревнований не следует стремиться предлагать учащимся задания, выходящие за рамки программных требований. Это поможет учителям привлечь к внеклассной работе всех без исключения учащихся – как хорошо подготовленных по русскому языку, так и слабоуспевающих. Воспитательное значение такого подхода к организации олимпиад трудно переоценить. Ведь в этом случае все учащиеся получат одинаковую возможность в школе или дома после уроков хорошо потрудиться над решением посильных для них задач, используя для этой цели словари, справочники и т.п. И если слабо подготовленный по русскому языку ученик, употребив максимум усилий, хорошо выполнит предложенные ему задания и вдруг окажется в числе победителей, то какая перспектива роста его умственных способностей и волевых качеств открывается в результате этой первой победы!  И пусть этот ученик не окажется в числе победителей, но первая проба сил в соревнованиях также чрезвычайно важна для него в воспитательно-образовательном отношении. Этот ученик получит возможность ближе познакомиться с техникой работы со словарями, учебниками и другой справочной литературой.

Во время проведения олимпиад должна быть создана спокойная, деловая обстановка. Недопустимы излишняя спешка, суетливость, создающие атмосферу повышенной нервозности.

Примерные олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7 класса школы для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

  1. Что означает слово «ключ» в приведённом ниже примерах?

Внизу течёт холодный ключ.

Саша потерял ключ от квартиры.

  1. Расставьте ударения в словах: звонить, цемент, щавель, фарфор, каталог.
  2. Вставьте пропущенные буквы в словах: б…лкон, к…рзина, ап…льсин, с…лют.
  3. Найдите главные члены в следующих предложениях:

Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий. (А.С.Пушкин)

Детей учат преподаватели.

Автомобиль остановил шофёр.

  1. Исправьте речевые ошибки в предложениях:

Он переживал радостное счастье.

Девочка оробела и испугалась.

  1. К каким частям речи относятся выделенные слова?

1) Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

2) Снежное покрывало покрывало всё поле.

  1. Употребите правильно предлоги в следующих словосочетаниях:

Выехать (с, из) города;

достать (с, из) мешка;

возвратиться (с, из) Крыма;

прилететь (с, из) Дальнего Востока;

  1. Сколько звуков в словах ел и ель?
  2. Чем различаются слова:

села – сёла;

осел – осёл;

смел – смёл;

небо – нёбо.

  1. Из названий каких двух букв можно составить слово, обозначающее название пищи?
  2. Исправьте грамматические и речевые ошибки:

1) Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.

2) Белый мышь умел стоять на задних лапках.

  1. Составь из слов предложение и запиши его:
    у, котёнок, есть, Мурки, Пушок. ______________________ .
  2. Назови детёнышей животных:

У кошки – котята

У коровы – …

У козы – …

У змеи – …

У собаки – …

У рыбы – …

  1. Убери лишнее слово:

а) седло, седловина, седина;

б) дивный, удивлённый, диванный;

в) водичка, водитель, водяной.

  1. Какая гласная стоит всегда под ударением? А, У, Ё, И, О.
  2. Допиши слово. Запиши его.

СТ________________ (на нём сидят);

СТ  _______________ (за ним едят);

СТ ________________ (сигнал к началу спортивных соревнований).

  1. Подчеркни имя девочки, которое состоит из 3-х слогов:

а) Оксана; б) Вероника; в) Настя; г) Нелли.

  1. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

сосна – _________,        

камыш – ________,       

кабан – ________  ,

жало – __________,  

качай – _________,

навес – _________,   

нора – __________.

  1. Напиши слово, которое состоит из 3-х слогов, а указывает на 7 дней.
  2. Вставь, где нужно, непроизносимые согласные буквы:

Легко и радос __но играет в сер_це кровь,

Мысли мои кипят, я снова счас__лив, моло ___ !

  1. Вставь букву «з» или «с»:

а) …гущённое молоко

б) прекрасное  …доровье

в) …берегательная касса

г) …дание кинотеатра

д) …горбленный человек

  1. Один неграмотный ученик оставил записку. Разбери, что он хотел написать. Запиши предложение правильно:

ЙАУШОЛЩАСВИРНУСЬ. ПАКА ЗАНИТ.

  1. Замени одну букву так, чтобы получилось другое слово:

РУЧКА – (водоём) – _______________________ ,

ЩЕКА – (хищная рыба) – ___________________ ,

КОРОВА – (на голове у короля) – ______________________ ,

ЛЕС – (царь зверей) – ________________________ .

  1. Как пишутся эти слова?

(не)жил, (не)уклюжий, (не)видит, (не)доумевал, (не)ряха, (не)читал.

  1. Продолжи предложения:

1) Человек, управляющий оркестром – это _____________________ .

2) Человек, преданный своему народу и Родине – это _____________  .

3) Человек, реализующий товары в магазине – это _________________ .

  1. Поставь, где нужно, «ь» знак:

плащ___ , еш ___ , хорош ___ , войдёш ____ , лещ ___ , доч ___ , рож ___ , луж ___ .

  1. В этих словах спрятаны числа. Подчеркни их.

Родина, сорока, стол, столица, подвал.

  1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные:

Падает снег – снегопад,

выжимать сок – _____________,

качать воду – _______________,

сам сваливает – _____________ ,

колет лёд – _________________ ,

морит мух – _________________,

вертится и летит – __________ .  

  1. Раскрой смысл выражений:

Сесть в калошу — _____________________ .

Ходить на голове — ___________________ .

Через час по чайной ложке — __________.

  1. Доскажи словечко.

Делу – время, потехе –_____________ .

Без труда, не вытащишь и рыбку из ___________ .

Семь раз отмерь, один раз –_____________.

Не имей сто рублей, а имей сто__________ .

Тише едешь, дальше ___