Простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения
(Урок русского языка в 5 классе)
Марина НАУМОВА,
учитель русского языка и литературы
Бурметьевской средней школы
Нурлатского района РТ
Цель: обобщение и уточнение знаний о простых и сложных предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.
Задачи:
Систематизация знаний учащихся о простых и сложных предложениях, совершенствование умения расстановки знаков препинания межу частями сложного предложения, совершенствование навыка определения грамматической основы предложения; умение контролировать свою учебную деятельность; развитие памяти, мышления, внимания; воспитание чувства патриотизма.
Методы обучения: словесный, наглядный; частично-поисковый; аналитический, сравнительный.
Тип урока: урок повторения изученного в начальной школе.
Оборудование: учебник: Русский язык 5 класс. Т.А. Ладыженская М.Т. Баранов Л.А. Тростенцова – Ч.2. Москва «Просвещение», 2023 г.; индивидуальные листы, тетрадь, презентация, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
- Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Давайте пожелаем друг другу успехов на этот урок жестом «Дай пять». Отлично! Работать сегодня вы будете в группах. Пусть этот день несёт вам радость общения, пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания».
- Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, к какому празднику мы все сейчас готовимся? (Новый год, 23 февраля, 8 Марта, смотря какой праздник приближается)
– А с чем у вас ассоциируется этот праздник? (сюрпризы, подарки)
– Все мы любим сюрпризы, особенно на праздники. Я тоже приготовила вам сюрприз. В этой коробке находится какой-то предмет. Давайте с помощью загадки отгадаем, что в коробке.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведёт всех за собой. (Паровоз)
– Верно, молодцы! (учитель достаёт из коробки паровозик)
– Ребята, как вы думаете, зачем нам паровозик на уроке русского языка? (высказывают предположения)
– Хорошо, молодцы, в конце урока мы с вами посмотрим, кто же был прав. Работать вы сегодня будете в тетрадях и на индивидуальных листах, они у вас на партах. Запишите, пожалуйста, на листах фамилию и имя, а в тетрадях – число, классная работа.
- Актуализация знаний.
1) Минутка чистописания (в тетради)
Орфографическая работа. На доске написаны слова с пропущенными
гласными (1 ученик у доски вставляет буквы)
П..лями, р..синка, д..лёкий, л..пили, ж..леть, н..зина.
– По какому признаку слова объединены в одну группу? (проверяемые безударные гласные в корне слова).
– Запишите только первые буквы слов. (П р д л ж н)
– Составьте из этих букв слово, добавив гласные (предложение)
– Как вы думаете, почему мы составили это слово? (Это слово связано с темой нашего урока).
2) Словарная работа.
Ребята, попробуйте угадать слово? (презентация)
ж я а в с о к
– Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, и вы узнаете слово из словаря. Какое это слово? ( Саквояж)
Запишите его.
– Кто знает, что означает слово? (дорожная сумка)
– Теперь давайте посмотрим значение этого слова в словаре. В каком? (Работа с толковым словарем.)
– Ну что же, ребята, берём наш саквояж знаний, и попытаемся выяснить, что вы знаете о предложении?
3) Игра «Веришь ли ты?»
– Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и «толстые вопросы», на которые надо ответить подробно.
1) Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
2) Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
3) Верите ли вы, что в распространенных предложениях есть второстепенный члены предложения, а в нераспространенных их нет (да)
4) Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
Учитель открывает схему на доске
– Что обозначает эта схема? – =
– Что вы знаете о подлежащем и сказуемом?
- Формулировка темы и постановка цели.
– Ребята, побудьте сейчас юными исследователями. Объединитесь в своих группах. Ваша задача – выделить подлежащее и сказуемое в предложениях: (задание даётся на карточках)
Вечером выпал пушистый снег.
Снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.
(Обсуждение в группе. Ответ на каждый вопрос от куратора группы).
– Чем отличаются эти предложения?
– С помощью чего грамматические основы соединены во втором предложении?
– Как разделяются?
– Что можете сказать о первом предложении? Почему?
– Что можете сказать о втором предложении? Почему?
–Сформулируйте тему урока, исходя из наших рассуждений (после формулировки тема появляется на слайде).
– Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему.
–Используйте опорные слова на доске:
1) повторить понятия …и …;
2) учиться различать …и …;
3) учиться ставить…
Запишем в бланк тему: «Простые и сложные предложения».
- Постановка проблемной ситуации и выход из затруднения.
1) Чтобы изучить нам новую тему я предлагаю, ребята, сыграть в игру «Такие простые и сложные предложения».
– Главным героем нашей игры будет Винни-Пух. Винни-Пух получил приглашение. Но оно было засекречено. В письме не было сказано, во сколько его ждут друзья. Чтобы помочь Винни-Пуху, нужно расставить знаки препинания и определить, какие предложения встретились в тексте приглашения. Время встречи у дуба совпадает с количеством сложных предложений в тексте. На ваших листах приглашение Винни–Пуха. Расставьте правильно знаки препинания.
Дорогой Винни–Пух! Сегодня ярко светит солнце и у высокого дуба соберутся все наши друзья за тобой зайдёт Пятачок и вы пройдёте к дубу безопасной дорогой там вас встретят мудрая Сова и Иа.
– Давайте проверим! Прочитайте сложные предложения.
Сегодня ярко светит солнце, и у высокого дуба соберутся все наши друзья.
За тобой зайдёт Пятачок, и вы пройдёте к дубу безопасной дорогой.
–Есть ли еще сложные предложения?
–А есть простые предложения в приглашении?
Там вас встретит мудрая Сова и Иа.
– Почему не ставится запятая перед союзом и в этом предложении?
–Во сколько состоится встреча друзей? (в 2 часа дня, так как 2 сложных предложения)
С помощью чего простые предложения объединены в сложные?
(Учащиеся указывают способ связи в каждом предложении: бессоюзная и союзная связь)
— Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Между частями сложного предложения ставится запятая.)
- Первичное закрепление знаний.
ФИЗМИНУТКА
– Ребята, давайте отдохнем и разомнемся! Но физминутка будет непростая, а связанная с темой нашего урока. Встаньте, пожалуйста! Вам нужно будет объединиться по двое так, чтобы у вас получились предложения. У кого–то начало предложения, у кого–то конец. Сложные предложения подойдут (например, к окну) , а простые (к двери). Проверка задания.
В России живёт очень дружный народ.
Человек своими хорошими делами прославляет нашу Родину.
Поэты посвящают России стихотворения, а писатели пишут о ней рассказы.
За Родину воевали наши дедушки, а мы должны её беречь.
Российский народ гордится своей Родиной.
Где бы мы ни жили, Родина останется в нашем сердце навсегда.
–Ребята, какой темой объединены предложения? А что значит для вас Родина, Россия? Молодцы, ребята! Вы настоящие патриоты нашей Родины!
Вот мы с вами немного и отдохнули, и закрепили материал.
- Применение знаний и умений.
1) «Лови ошибку».
– Закрепим наши знания просмотром видеоролика. Ребята, ваша задача – внимательно посмотреть видеоролик и определить ошибку (в видеоролике сложное предложение представлено в виде паровозика, где части сложного предложения соединяются запятой. Задача учащихся определить, что запятой простые предложения в сложном разделяются, а соединяются союзной и бессоюзной связью).
2) Проектная работа
– А сейчас давайте соберём все наши знания, полученные на уроке, и составим проект. Откройте, пожалуйста, конвертики, достаньте содержимое, ваша задача – составить проект «Простые и сложные предложения». Разместите проекты на листах. Приведите примеры.
пример пример
3) Резервное задание. Упражнение «Строители».
Работа в парах. (Раздаточный материал).
– У вас на партах лежат конверты с простыми предложениями, а вам нужно построить одно сложное предложение, записать его и выделить грамматическую основу.
- Взошло солнце. Ожил каждый кустик.
- Зима будет холодной. Лето будет жарким.
- Мы повесили кормушку. Птицы не прилетали.
- Контроль знаний. Самостоятельная работа.
–Теперь я хочу проверить, как вы научились отличать сложные предложения от простых. Каждый выполняет работу индивидуально (сервис «ПЛИКЕРС»).
На интерактивной доске выводится тест из 3 вопросов. Учащиеся отвечают с помощью распечатанных QR– кодов. Учитель сканирует ответ каждого ученика планшетом, результат сразу выводится на экран.
1) Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину и жерди.
2) Выглянуло солнце и земля озарилась ярким светом.
3) Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь.
А) простое предложение Б) сложное предложение
– Поднимите руку, кто все задания выполнил правильно. Кто допустил одну ошибку. Кто допустил 2 ошибки.
- Домашнее задание.
Задание на «5»: Выписать из художественного произведения 5 сложных предложений и подчеркнуть грамматические основы в предложениях.
Задание на «4»: Составьте из простых предложений сложные, используя союзы И, А, НО. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях .
Наступила весна. На пригорках показались подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась. Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.
Задание на «3»: упражнение 918: списать предложения и подчеркнуть грамматические основы.
- Итог урока. Рефлексия.
– Ребята, вы сегодня все кто? (Молодцы!) Конечно, а теперь, пожалуйста, скажите мне, какую тему сегодня изучили на уроке? Добились ли мы целей? – Как мы её добивались? Всё ли у нас получилось?
– Как нам помог паровозик?
– Каким же был для вас урок?
Приготовьте и поднимите карточку с номером.
«5». Урок полезен, все понятно.
«4». Лишь кое–что чуть–чуть не ясно.
«3». Еще придется потрудиться.
«2». Да, трудно все–таки учиться!
ОБЛАКО СЛОВ.
А сейчас возьмите фломастер, подойдите к доске и обведите то слово, которое, как вы думаете, характеризует наш урок. Хорошо, ребята, молодцы! Спасибо вам за урок!