Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

(Урок русского языка в 5 классе)

 

Марина НАУМОВА,

учитель русского языка и литературы

Бурметьевской средней школы

Нурлатского района РТ

 

Цель: обобщение и уточнение знаний о простых и сложных предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Задачи:

Систематизация знаний учащихся о простых и сложных предложениях, совершенствование умения расстановки знаков препинания межу частями сложного предложения, совершенствование навыка определения грамматической основы предложения; умение контролировать свою учебную деятельность; развитие памяти, мышления, внимания; воспитание чувства патриотизма.

Методы обучения: словесный, наглядный; частично-поисковый; аналитический, сравнительный.

Тип урока: урок повторения изученного в начальной школе.

Оборудование: учебник: Русский язык 5 класс. Т.А. Ладыженская М.Т. Баранов Л.А. Тростенцова – Ч.2. Москва «Просвещение», 2023 г.; индивидуальные листы, тетрадь, презентация, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Давайте пожелаем друг другу успехов на этот урок жестом «Дай пять». Отлично! Работать сегодня вы будете в группах. Пусть этот день несёт вам радость общения, пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания».

  1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята, к какому празднику мы все сейчас готовимся? (Новый год, 23 февраля, 8 Марта, смотря какой праздник приближается)

– А с чем у вас ассоциируется этот праздник? (сюрпризы, подарки)

– Все мы любим сюрпризы, особенно на праздники. Я тоже приготовила вам сюрприз. В этой коробке находится какой-то предмет. Давайте с помощью загадки отгадаем, что в коробке.

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведёт всех за собой.  (Паровоз)

– Верно, молодцы! (учитель достаёт из коробки паровозик)

– Ребята, как вы думаете, зачем нам паровозик на уроке русского языка? (высказывают предположения)

– Хорошо, молодцы, в конце урока мы с вами посмотрим, кто же был прав. Работать вы сегодня будете в тетрадях и на индивидуальных листах, они у вас на партах. Запишите, пожалуйста, на листах фамилию и имя, а в тетрадях – число, классная работа.

  1. Актуализация знаний.

1) Минутка чистописания (в тетради)

Орфографическая работа. На доске написаны слова с пропущенными

гласными (1 ученик у доски вставляет буквы)

П..лями, р..синка, д..лёкий, л..пили, ж..леть, н..зина.

– По какому признаку слова  объединены в одну группу? (проверяемые безударные гласные в корне слова).

– Запишите только первые буквы слов. (П р д л ж н)

– Составьте из этих букв слово, добавив гласные (предложение)

 – Как вы думаете, почему мы составили это слово? (Это слово связано с темой нашего урока).

2) Словарная работа.

Ребята, попробуйте угадать слово? (презентация)

ж    я      а   в с  о  к

– Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, и вы узнаете слово из словаря. Какое это слово? ( Саквояж)

Запишите его.

 Кто знает, что означает слово? (дорожная сумка)

 Теперь давайте посмотрим значение этого слова в словаре. В каком? (Работа с толковым словарем.)

– Ну что же, ребята, берём наш саквояж знаний, и попытаемся выяснить, что вы знаете о предложении?

3) Игра «Веришь ли ты?»

– Я буду задавать тонкие  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и «толстые вопросы», на которые надо ответить подробно.

1) Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

2) Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

3) Верите ли вы, что в распространенных предложениях есть второстепенный члены предложения, а в нераспространенных их нет (да)

4) Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

Учитель открывает схему на доске

– Что обозначает эта схема?     – = 

– Что вы знаете о подлежащем и сказуемом?

  1. Формулировка темы и постановка цели.

– Ребята, побудьте сейчас юными исследователями. Объединитесь в своих группах. Ваша задача – выделить подлежащее и сказуемое в предложениях: (задание даётся на карточках)

Вечером выпал пушистый снег.

Снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.

(Обсуждение в группе. Ответ на каждый вопрос от куратора группы).

– Чем отличаются эти предложения?

– С помощью чего грамматические основы соединены во втором предложении?

– Как разделяются?

– Что можете сказать о первом предложении? Почему?

– Что можете сказать о втором  предложении? Почему?

–Сформулируйте тему урока, исходя  из наших рассуждений (после формулировки тема появляется на слайде).

– Сформулируйте  цель нашего урока, опираясь на тему.

–Используйте опорные слова на доске:

1) повторить понятия …и …;

2) учиться различать …и …;

3) учиться ставить…

Запишем в бланк тему: «Простые и сложные предложения».

  1. Постановка проблемной ситуации и выход из затруднения.

1) Чтобы изучить нам новую тему я предлагаю, ребята, сыграть в игру «Такие простые и сложные предложения».

– Главным героем нашей игры будет Винни-Пух. Винни-Пух получил приглашение. Но оно было засекречено. В письме не было сказано, во сколько его ждут друзья. Чтобы помочь Винни-Пуху, нужно расставить знаки препинания и определить, какие предложения встретились в тексте приглашения. Время встречи у дуба совпадает с количеством сложных предложений в тексте.  На ваших листах приглашение Винни–Пуха.  Расставьте правильно знаки препинания.

     Дорогой Винни–Пух! Сегодня ярко светит солнце и у высокого дуба соберутся все наши друзья за тобой зайдёт Пятачок и вы пройдёте к дубу безопасной дорогой там вас встретят мудрая Сова и Иа. 

– Давайте проверим! Прочитайте сложные предложения.

Сегодня ярко светит солнце, и у высокого дуба соберутся все наши друзья.

За тобой зайдёт Пятачок, и вы пройдёте к дубу безопасной дорогой.

–Есть ли еще сложные предложения?

–А есть простые предложения в приглашении?

Там вас встретит мудрая Сова и Иа.

Почему не ставится запятая перед союзом и в этом предложении?

Во сколько состоится встреча друзей? (в 2 часа дня, так как 2 сложных предложения)

С помощью чего простые предложения объединены в сложные?

(Учащиеся указывают способ связи в каждом предложении: бессоюзная и союзная связь)

—  Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Между частями сложного предложения ставится запятая.)

  1. Первичное закрепление знаний.

ФИЗМИНУТКА

– Ребята, давайте отдохнем и разомнемся! Но физминутка будет непростая, а связанная с темой нашего урока. Встаньте, пожалуйста! Вам нужно будет объединиться по двое так, чтобы у вас получились предложения. У кого–то начало предложения, у кого–то конец. Сложные предложения подойдут (например, к окну) , а простые (к двери). Проверка задания.

В России живёт очень дружный народ.

Человек своими хорошими делами прославляет нашу Родину.

Поэты посвящают России стихотворения, а писатели пишут о ней рассказы.

За Родину воевали наши дедушки, а мы должны её беречь.

Российский народ гордится своей Родиной.

Где бы мы ни жили, Родина останется в нашем сердце навсегда.

–Ребята, какой темой объединены предложения? А что значит для вас Родина, Россия? Молодцы, ребята! Вы настоящие патриоты нашей Родины!

Вот мы с вами немного и отдохнули, и закрепили материал.

  1. Применение знаний и умений.

1) «Лови ошибку».

– Закрепим наши знания просмотром видеоролика. Ребята, ваша задача – внимательно посмотреть видеоролик и определить ошибку (в видеоролике сложное предложение представлено в виде паровозика, где части сложного предложения соединяются запятой. Задача учащихся определить, что запятой простые предложения в сложном разделяются, а соединяются союзной и бессоюзной связью).

2) Проектная работа

– А сейчас давайте соберём все наши знания, полученные на уроке, и составим проект. Откройте, пожалуйста, конвертики, достаньте содержимое, ваша задача – составить проект «Простые и сложные предложения». Разместите проекты на листах. Приведите примеры.

 

пример                             пример

3) Резервное задание. Упражнение «Строители».

Работа в парах. (Раздаточный материал).

– У вас на партах лежат конверты с простыми предложениями, а вам нужно построить одно сложное предложение, записать его и выделить грамматическую основу.

  1. Взошло солнце. Ожил каждый кустик. 
  2. Зима будет холодной. Лето будет жарким. 
  3. Мы повесили кормушку. Птицы не прилетали.
  4. Контроль знаний. Самостоятельная работа.

–Теперь я хочу проверить, как вы научились отличать сложные предложения от простых. Каждый выполняет работу индивидуально (сервис «ПЛИКЕРС»).

На интерактивной доске выводится тест из 3 вопросов. Учащиеся отвечают с помощью распечатанных QR– кодов. Учитель сканирует ответ каждого ученика планшетом, результат сразу выводится на экран.

1) Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину и жерди.

2) Выглянуло солнце и земля озарилась ярким светом.

3) Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь.

А) простое предложение                 Б) сложное предложение

– Поднимите руку, кто все задания выполнил правильно. Кто допустил одну ошибку. Кто допустил 2 ошибки.

  1. Домашнее задание.

Задание на «5»: Выписать из художественного произведения 5 сложных предложений и подчеркнуть грамматические основы в предложениях.

Задание на «4»: Составьте из простых предложений сложные, используя союзы И, А, НО. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях .

Наступила весна. На пригорках показались подснежники.   С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась. Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.  

Задание на «3»: упражнение 918: списать предложения и подчеркнуть грамматические основы.

  1. Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, вы сегодня все кто? (Молодцы!) Конечно, а теперь, пожалуйста, скажите мне, какую тему сегодня изучили на уроке? Добились ли мы целей?  – Как мы её добивались? Всё ли у нас получилось?

– Как нам помог паровозик?

– Каким же был для вас урок?

Приготовьте и поднимите карточку с номером.

«5». Урок полезен, все понятно.

«4». Лишь кое–что чуть–чуть не ясно.

«3». Еще придется потрудиться.

«2». Да, трудно все–таки учиться!

ОБЛАКО СЛОВ.

А сейчас возьмите фломастер, подойдите к доске и обведите то слово, которое, как вы думаете, характеризует наш урок. Хорошо, ребята, молодцы! Спасибо вам за урок!