Прогрессивные методы и приёмы в логопедии

Зульфия ЕНИКЕЕВА,

учитель-логопед детского сада №42 г. Казани

Правильное произношение звуков родной речи необходимо для нормального общения и дальнейшей социализации ребёнка. Неправильное произношение звуков создаёт значительные трудности при обучении чтению и письму. Именно в дошкольном возрасте формируется речевой аппарат, если до шести лет сформировалось неправильное звукопроизношение, то в дальнейшем будет сложно его исправить. Решением данных проблем занимается логопед, который руководствуется не только узко логопедическими задачами, но нацелен на всестороннее развитие, подрастающей личности. Для этого логопед применяет методы и приёмы смежных областей, будь то психология или нейропсихология.

Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого   развития детей и задачами, стоящими перед логопедом. Логопедическое воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных, словесных, двигательно-кинестетических методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

Метод обучения – это совместная, взаимосвязанная деятельность учителя и учащегося, направленная на реализацию дидактических задач. В современной специальной педагогике известны несколько десятков классификаций методов обучения, однако наибольшее распространение получили группы методов по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся и методы, реализующие конкретные дидактические задачи.

В условиях образовательной интеграции для детей с ОВЗ, учитываются специфические особенности контингента учащихся, необходим подбор таких методов и видов помощи, которые бы приводили к достижению положительного результата.

Один из таких видов помощи -это нейропсихологические методы, в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы могут быть продуктивными и в работе с детьми с системной речевой патологией. В первую очередь это дети с общим недоразвитием речи(ОНР) и с задержкой психического развития(ЗПР) и т.д. Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций и вот тогда на помощь логопеду приходят нейропсихологические методы и приёмы.

Нейропсихологические методы-это знания и умения из смежной профессиональной области, но для того чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы, эти методы и приемы необходимо применять в коррекционной работе логопеда.  Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы.

Метод нейропсихологии (кинезиология, гимнастика мозга, нейрогимнастика) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. А также нейрогимнастика полезна для общего психофизического развития. Она направлена на коррекцию различных нарушений ребенка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как соматические заболевания, общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности адаптации, задержка речевого развития, неустойчивость психики и т. п.

Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Один   из распространённых видов нейропсихологической помощи – это упражнения на межполушарное развитие, такие как прорисовывание по пунктиру одновременно двумя руками, дорисуй левую часть рисунка левой рукой (для правши) и наоборот (для левши). Различные кинезиологические упражнения, когда обе руки одновременно выполняют разные движения: например, «фонарики», когда одна рука с раскрытой ладошкой, а другая сжата в кулак и т.п.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия. Нейрогимнастика же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Список использованных источников

Logoportal.ru;

nsportal.ru;

Нейропсихологические прописи для развития речи/Н. Н. Чебыкина; -М.: Издательство АСТ,2021. — 78, (2)с. :ил. – (Нейропрописи)

Справочник учителя-логопеда школы/ авт.-сост. Ю.А.Афонькина. – Волгоград: Учитель. – 165 с.