Программа кружка по математике
№ 203
Ольга ШАГАНОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 161 г. Казани
Зиля ШАЙМУЛЛИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №184 им. М.И.Махмутова г. Казани
Народная мудрость гласит: не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. В полной мере это относится и к математическому образованию.
История науки в школе нужна для реализации важнейших целей обучения: формирования диалектико-материалистического мировоззрения, научного и теоретического мышления, эмоционально-мотивационной сферы и системы ценностей учащихся. Формирование указанных свойств личности служит одновременно и средством глубокого усвоения предмета, развития и воспитания школьников. Исторический аспект в единстве с материалом и логикой предмета показывает процесс развития человека и научного знания. История математики представляет собой часть общей истории развития человеческой культуры.
В учебной математической литературе всегда уделялось большое внимание занимательным старинным задачам различных народов, так как считалось, что элемент занимательности облегчает обучение, развивает познавательную активность, способствует поддержанию интереса к предмету. К таким задачам относятся задачи с интересным содержанием или нестандартными способами решения, математические игры и задания, касающиеся свойств чисел и геометрических тел, истории развития человечества и математической науки. К формам использования историко-математического материала на уроках относятся: исторические отступления на уроке (беседа 2–7 минут); сообщение исторических сведений, органически связанных с программным материалом; специальные уроки по истории математики.
На внеурочных занятиях целесообразны следующие формы включения историко-математического материала: математические кружки; историко-математические вечера; стенная газета; внеклассное чтение; домашнее сочинение; составление альбомов и альманахов; работа по сбору «народной математики»; сообщение учителя или учащихся на классном собрании; беседы, доклады учителя или учащихся; просмотр специальных научно-исторических кинофильмов и диапозитивов.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об этой науке. Решение старинных математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Изучение величин в начальном курсе математики дает возможность рассмотреть немало познавательного материала исторического характера. Информация о мерах величин позволяет организовать вычислительную деятельность учащихся.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Курс «Занимательная математика» рассчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 3-х классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и последовательно рассуждать, расширение кругозора и т. д.
Данный курс поможет развивать у учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку. Формировать умение пользоваться наглядными, в том числе величинными представлениями при изучении различных вопросов математики, при решении разнообразных задач.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи курса:
– расширить и углубить знания по математике;
– развитие устойчивого интереса и любви к предмету;
– развитие образного и логического мышления;
– развитие творческих способностей;
– развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
– овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
– овладение навыками речевого общения, упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Расширение и активизация словаря.
Принципы программы
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Методы и приемы обучения:
– укрупнение дидактических единиц в обучении математике;
– знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам;
– иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий;
– индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися;
– дидактические игры.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
– уметь находить наиболее удачные пути решения задач;
– уметь пробовать различные подходы к решению данного задания;
– преобразовывать и применять изученные алгоритмы к вновь изучаемым объектам;
– уметь применять полученные математические знания в жизни.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
– нестандартные методы решения различных математических задач;
– логические приемы, применяемые при решении задач;
– историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
– рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
– систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
– применять нестандартные методы при решении программных задач.
Основные виды деятельности учащихся:
– решение занимательных задач;
– оформление математических газет;
– участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
– знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
– проектная деятельность;
– самостоятельная работа;
– работа в парах, в группах;
– творческие работы;
– экскурсия.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НУМЕРАЦИИ.
Рассмотреть историю возникновения буквенного обозначения числа в Древней Руси; возникновение нумерации в Древнем Египте; демонстрация иллюстраций папируса, таблицы вавилонской клинописной нумерации; беседа о римской нумерации на основе сообщений учащихся.
РАЗДЕЛ 2. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ.
Рассмотреть старинные русские меры (аршин, сажень, вершок, пядь, локоть, перст), познакомить учащихся с некоторыми сведениями из истории развития мер, соотношением с нынешними, рассмотреть способы преобразования именованных чисел, содержащих четырехзначные значения; развивать пространственное мышление учащихся в решении нестандартных задач.
РАЗДЕЛ 3. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ.
Рассмотреть старинные русские меры (берковец, пуд, фунт, лот, золотник, доля), познакомить учащихся с некоторыми сведениями из истории развития мер, соотношением с нынешними, рассмотреть способы преобразования именованных чисел, содержащих четырехзначные значения; развивать пространственное мышление учащихся в решении нестандартных задач.
РАЗДЕЛ 4. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ.
Познакомить учащихся с единицами времени, единичными отношениями между ними, эволюционными процессами единиц измерения времени, закрепить умение нахождения числа по доле и доли числа, развитие познавательного интереса.
РАЗДЕЛ 5. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЁМА.
Рассмотреть старинные русские меры (десятина, соха, ведро, бочка, балакирь, кварта); сформировать у учащихся представление о соотношения единиц измерения объема; тренировать учащихся переводить одни единицы измерения объема в другие.
РАЗДЕЛ 6. ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ.
Рассмотреть денежные единицы Древней Руси; познакомить с денежными единицами разных стран; дать представление о соотношение денежных единиц.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Старинные меры длины в литературе.
Автор | Произведение | Упоминание меры длины | Преобразование |
Д.Мамин-Сибиряк | «Серая Шейка» | «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен» | 15 сажен =
23 м 70 см |
Г.Х.Андерсен | «Дюймовочка» | «…в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма». | 1 дюйм = 2см 54 мм |
П.П.Ершов
|
«Конёк Горбунок» | «Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами» |
3 вершка =13 см 3 мм
1 аршин = 71 см |
Н.Н.Некрасов | «Дед Мазай и зайцы» | «С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину» |
1 аршин = 71 см
1 сажень = 1 м 58 см |
А.Погорельский | «Чёрная курица, или подземные жители» | «…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина» | 1/2 аршина = 35,5 см |
А.С.Пушкин | «Сказка о Царе Салтане» | «…Сына Бог ей дал в аршин» | 1 аршин = 71см |
В.М.Гаршин | «Лягушка-
путешествен-ница» |
«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…» | 3000 вёрст = 3198 км |
Сборник сказок Д.К.Зеленина | Сказка «Кожа медвежья – лицо человечье» | «Прибегает, сам с ноготок – борода с локоток…» | локоток (1 локоть) = 45 см
|
Устное народное творчество | Дразнилка | Молодиченька-невеличенька, сама с вершок, голова с горшок | 1 вершок = 4 см 4 мм |
Таблица тематического распределения количества часов
Сроки | № урока | Содержание учебного материала | Количество
часов |
1 – 2 недели
6 – 12 недели
13 – 17 неделя
18 – 24 недели
25 – 29 недели
30 – 34 неделя
|
1 2 3
4
5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17
18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30 31 32 33 34 |
Происхождение нумерации.
Счет и десятичная система счисления. Нумерация в Древней Руси. Переводим арабские цифры в римские. История появления математической дроб Игры с величинами. Единицы измерения длины Аршин, вершок, пядь. Сажень, локоть, перст. Дюйм, фут, миля. Ярд, верста, ладонь. Километр, метр. Дециметр, сантиметр, миллиметр. Игры с величинами. Единицы измерения массы Берковец, пуд, фунт. Лот, золотник, доля. Тонна, центнер. Килограмм, грамм. Игры с величинами. Единицы измерения времени Редкие и устаревшие единицы времени. Сутки, час, минута, секунда. Разновидности часов. Год, месяц, неделя. Век, тысячелетие. Мегагод, гигагод. Игры с величинами
Единицы измерения объема. Десятина, соха. Ведро, бочка. Балакирь, кварта. Гектолитр, декалитр, литр. Игры с величинами.
Денежные единицы. Денежные единицы Древней Руси. Современные денежные единицы. Международные денежные единицы. Игры с величинами.
Итоговое занятие: защита проектов.
|
5
1 1 1 1 1
7 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1
5 1 1 1 1 1 1 1
5 1 1 1 1 1
4 1 1 1 1
1 |