Программа формирования позитивного управленческого имиджа руководителя УО

 

Рамис ХАСАНОВ,

учитель истории и обществознания Актанышской гуманитарной гимназии-интерната для одаренных детей

Динамичные изменения в жизни современного общества, произошедшие под влиянием социально-экономических факторов, свидетельствует о том, что в настоящее время проблемы репутации, общественного мнения о конкретной организации и, следовательно, формирование и управление ее привлекательным образом получают все более широкий резонанс в сфере образования, в средствах массовой информации, на уровне межличностного общения руководителей, педагогов, учащихся и их родителей [1].

Именно имидж позволяет создавать первое впечатление о человеке как о руководителе. Имидж в данном случае — его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чаще всего, чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет, выше общественная репутация организации, которую он представляет. Об имидже как условии успешности руководителя учреждения образования (УО) говорят все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидной. Опыт управления образованием убедительно доказывает, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное ведение дел и пользоваться достойной репутацией в обществе [2].

Выше сказанное позволяет полагать, что имидж является составной частью управленческой деятельности, а обладание им – существенная профессиональная характеристика руководителя УО.

В данном исследовании сформированы рекомендации, которые направлены на развитие имиджевых характеристик руководителя образовательной организации. В целом, на снижение интегрального показателя профессионального имиджа могут повлиять такие тестируемые качества:

  1. Способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду работ);
  2. Характер (нейротизм, сильные реакции, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. умение воспринимать критику, признавать свои ошибки).
  3. Для совершенствования имиджа руководителя ей необходимо развивать свои лидерские способности, поскольку сам руководитель указала, что ей их не хватает.

Руководителям образовательных организаций стоит уделять внимание улучшению этих составляющих профессионального имиджа. Так, умение поставить, а потом и решить управленческую проблему характеризует талант руководителя более высокого уровня профессионализма. Очевидно, что уровень решения управленческих проблем базируется на способностях, одаренности, таланте решать управленческие задачи.

Развитие способностей руководителя

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МБОУ.

Условия профессионального роста:

– самообразовательная работа;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете;

– посещение семинаров, конференций, уроков коллег;

– дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

– систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение мастер-классов, открытых занятий для анализа со

стороны коллег;

– изучение информационно-компьютерных технологий и т.д.

Кроме того, в эту категорию входит развитие способности руководить. Здесь директору следует работать в таких направлениях.

Развитие личностных качеств руководителя и преодоление эмоциональной нестабильности. Поскольку психологи и психотерапевты не относят нeйpoтизм к патологическому состоянию или заболеванию, определенных преодолений этого состояния нет. Помощь психолога может понадобиться только в случае, если сам невротик понимает, что его состояние выходит за пределы эмоциональной нормы. Если излишне раздражительное, нервозное поведение создает напряженную ситуацию в отношениях с подчиненными и коллегами в образовательной организации, то в таких ситуациях лечение должно проводиться у квалифицированного психолога. Ситуации же, при которых у личности со склонностью к нeйpoтизму, развелись навязчивые страхи и фобии, требуют обращения к врачу – психотерапевту. Heвpoтичecкoe поведение человека не должно быть проигнорировано близкими людьми и самим руководителем МБОУ.

Предложим следующие направления развития характера и проблем, которые мы выявили:

– коррекция личностных особенностей, мотивационной сферы;

– обучение навыкам совладания со стрессом, нормализации эмоционального состояния;

– применение психокоррекционных техник, направленных на повышение самооценки, уверенности в себе, уровня эмпатии и т. д;

– коррекция мотивов помощи, и достижения нереалистических ожиданий в соответствии с реальностью.

Развитие лидерских способностей также для совершенствования имиджа руководителя предлагаем ему развивать свои лидерские способности, поскольку сам руководитель, заполняющий форму, используемую нами при проведении самооценки имиджа считает нужным развивать свои лидерские качества.

Самообразование и самооценка. Определяющим здесь является высказывание о том, что «познание самого себя является основой правильных и мудрых решений». Такие мероприятия, как презентации, групповые обсуждения, рассмотрение кейсов, способствуют пониманию участниками своей ценности, своих возможностей развиваться. Расширение мировоззрения. Руководитель должен стремиться к новой для него информации. «Планка» должна быть установлена достаточно высоко. Изменение способа мышления.

Необходимость изменения образа мышления исходит из того, что любому человеку свойственно мыслить стереотипами – при решении повседневных вопросов всегда легче обращаться к уже приобретенному опыту, чем активизировать процесс мышления. Таким образом, опыт, что подходит для конкретного случая, рефлекторно используется день в день, формируя стереотипное мышление. Но стереотипный способ мышления может «отказать» в критических случаях, для некоторых видов работы стереотипность мышления для директора школы.

Накопление опыта в решении задач. Это поможет сократить процент неудач, связанных с необходимостью «учиться на собственных ошибках». Взаимоотношения внутри общеобразовательного учреждения.

Модели лидерства. Понимание руководителем модели своего поведения как лидера, понимание возможности ее изменения – важное направление реализации программы развития лидерских качеств.

Глобализация. Несмотря на глобализацию мировой экономики, руководители должны не только ориентироваться в ситуации на соответствующих мировых рынках, но и использовать лучшие методики управления, которые разрабатываются и применяются ведущими дошкольными организациями. Повышение компетентности руководителя школы.

Важным компонентом имиджа руководителя школы является наличие таких качеств и умений, как демократический стиль руководства, высокая организованность и гибкое мышление, умение прогнозировать ход событий и быстро ориентироваться в обстановке, самостоятельность, спокойствие, выдержка. А также постоянная работа над собой, дополнение своих знаний, занимаясь самообразованием, непрерывным повышением квалификации [3].

Для формирования личностных качеств руководителя школы были проведены следующие мероприятия:

семинар-практикум «Какой у вас стиль общения?»

Цель: определить стиль управления и общения (авторитарный, демократический, либеральный) в процессе диагностики, ознакомить руководителя школы с научной литературой по данной проблеме, разработать схему оптимального стиля управления и общения (демократический стиль, его основные особенности);

тренинг профессионально-личностного развития руководителя общеобразовательной организации.

Цель: способствовать становлению демократического стиля общения, развитию личностного и профессионального потенциала руководителя дошкольного учреждения на основе самопознания, рефлексии и саморегуляции, формированию навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, позитивного отношения к окружающим и собственному внутреннему миру.

Таким образом, были предложены рекомендации развития позитивного имиджа руководителя [1]:

– развитие общих способностей руководителя;

– развитие личностных качеств руководителя и преодоление эмоциональной нестабильности;

– развитие лидерских способностей;

– повышение компетентности руководителя;

– повышению уровня управленческой культуры руководителя общеобразовательной организации.

Таким образом, можно прийти к выводу, что описанная выше модель является эффективным инструментом описания процесса разработки и реализации программы развития лидерских и имиджевых способностей для директора образовательной организации.

Список использованной литературы

  1. Алехина, И. Имидж и этикет делового человека / И. Алехина. – М.: Дело, 2001. – 112 с.
  2. Березина, Д.В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования: дисс… канд. псих. наук / Д.В. Березина. – Новосибирск, 2006. – 235 с.
  3. Березина, Д.В. Социально-психологическое значение имиджа в практике управления персоналом / Д.В. Березина // Научно-практический вестник педагогических инноваций. – Новосибирск, 2006. – №4. – С. 2 – 5.