Профориентация учащихся при обучении химии

№ 162

Екатерина КОСОВА,

учитель химии I квалификационной категории средней школы № 137 г. Казани

Профориентация – целенаправленная система психолого-педагогических средств, помогающих учащемуся определиться с профессией с учетом личных интересов и способностей и востребованности данного направления.

Взадачи профессиональной ориентации входят:

– изучение и формирование личности учащегося, его познавательных интересов и склонностей;

– ознакомление с научными основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства и профессиями, связанными с химическими знаниями;

– формирование у школьников практических навыков, необходимых для овладения трудовой деятельностью.

Практика показала, что вопрос профориентации невозможно решить без формирования устойчивого интереса к изучению химии. Познавательный интерес — это целенаправленная деятельность личности, в процессе которой развивается пытливость и мыслительная активность. Именно интерес охватывает и направляет процессы восприятия, памяти, мышления и активизирует деятельность личности. Значительный интерес вызывает химия, причем отмечен рост интереса к химии от VIII к XI классам, где у некоторых интерес становится глубоким и устойчивым. Таких учащихся характеризуют следующие особенности:

– проявление высокой познавательной активности, что повышает успеваемость;

– поиск дополнительной информации;

– расширение знаний за счет изучения научной литературы;

– посещение факультетов, участие в вебинарах;

– интерес к профессиям, связанным с химией.

Воспитание у учащихся устойчивого интереса к химии и к труду по химическим профессиям достигается путем высокого уровня преподавания, показа достижения современной химической науки. На современном этапе в условиях ФГОС от учителя требуется усиление профориентационной работы в рамках информатизации о значении различных химических продуктов и условиях их производства, еще целесообразно ознакомить с условиями труда, довести до сведения о перспективах творческого направления в химии.

При организации профориентационной работы необходимо учесть возрастные особенности учащихся, что отражается в тематическом планировании. Так в VIII классе по теме «Чистые вещества и смеси» в игровой форме ученик назначается начальником фильтровальной станции, дети предлагают свои способы очистки питьевой воды. В IX классе при изучении темы «Производство серной кислоты контактным способом» я провожу урок в форме коллоквиума, где учащиеся, разбитые на группы, рассказывают о своей фазе производства. Одновременно раскрываются экологические проблемы сернокислотных производств, а также функции профессий: инженер, эколог, аппаратчик, лаборант, наладчик оборудования. Аналогичная форма урока применима на темах «Производство аммиака» и «Производство азотной кислоты». При этом акцентируется внимание на производстве азотных и фосфорных удобрений и их значении в сельском хозяйстве.

В X классе для профориентации очень актуальна тема «Природные источники углеводородов». На уроках раскрываются проблемы добычи природных и попутных газов. При изучении темы «Нефть» рассматриваются способы ее переработки – реконфикационный и различные виды кремния, а также применение нефтепродуктов.

На уроке рассматриваются профессии нефтяник, бурильщик, аппаратчик и лаборант и престиж данных специальностей, а также можно указать учебные заведения, где эти специальности изучаются, что очень актуально в Татарстане – республике нефти, что одновременно является региональным компонентом на данной теме урока.

В XI классе по теме «Способы получения металлов» разбираются технологические процессы производства (конверторный, мартеновский и т.д.), где делается акцент на профессии сталевара, технолога, инженера-наладчика. Именно такие формы урока решают вышепоставленные задачи и дополнительно формируют определение будущей профессии у учащихся.