Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

№ 95

Айгуль ГАЙФУТДИНОВА,

к.п.н., методист-психолог Управления образования Чистопольского муниципального район

В жизни человека случаются опасные периоды, когда над ним сгущается тьма и его может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что он не один в этом мире. Сегодня проблема профилактики суицидального поведения является задачей первостепенной важности, т.к. участились случаи суицида среди несовершеннолетних, более того в России по статистике, к сожалению, они на первом месте. За один день в России в среднем заканчивают жизнь самоубийством более 100 человек. Можно высчитать, что за год почти 50 000 человек добровольно уходят из жизни. Страшная цифра, не так ли? Со смертью каждой личности гибнет Вселенная – неповторимые идеи, переживания, чувства. Очевидно, нам, педагогам, психологам нельзя оставаться безучастными и спокойными по отношению к данной проблеме. И наша общая задача в том, чтобы стараться ограничить самоубийства, научиться целеустремлённо предупреждать их. Да, задача сверхсложная, так как для решения ее необходимо добиться ощутимых сдвигов в общественных отношениях как на всех уровнях социума.

Суицид, ведь это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых травмирующих психику ситуаций, и тогда жизнь теряет для человека смысл. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – угрозы, намерения, мысли, попытки. Школа же – это заведение, где подростки проводят большую часть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска. В образовательном заведении должен быть разработан план мероприятий по профилактике суицида, который позволит контролировать работу с учащимися склонных к такому действию. Ежедневно должны проводиться мероприятия для детей и их родителей, которые подсказывали им ответы и пути решения трудных жизненных проблем, конфликтных ситуаций в семье, школе, личной жизни; осуществляться контроль за посещаемостью учащихся; классные часы на темы: «Семейная жестокость», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Роль семьи в развитии ребенка и т.д.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, он всё же дает понять окружающим о своем намерении. Оно не возникает внезапно, непредсказуемо. Это является последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся ситуации. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Группа риска подростков склонных к суициду: не удивительно, это отличники, т. к. к ним все: учителя, родители предъявляют повышенные требования, к тому же они редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суициду; дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям, особенно в периоде полового созревания; дети, у которых резко снижаются успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей; дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.

Характерные черты суицидальной личности: настойчивые или повторные мысли о самоубийстве; депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном; может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя; чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки; ощущение безнадежности и беспомощности; они считают, что лучше не станет «никогда», их речь и мысли только об одном: «жизнь ужасна», «всем все равно»; они хотят умереть, и в то же время, некоторым образом, хотят жить. Ненавязчивые заявления типа «Я не хочу больше жить», или «Было бы лучше умереть», или «Я подумываю о самоубийстве», а также косвенные высказывания, такие как: «Мне все надоело», «Они пожалеют, когда я уйду» или «Вам не придется больше обо мне беспокоиться».

Свойственное им поведение: уход из общества, замкнутость; отчаяние и плач, постоянное прослушивание грустных мелодий, песен; не достаточность жизненной активности; потеря интереса к школе, увлечениям; стремление к рискованным действиям; изменение суточного ритма; вялость, потеря аппетита, апатия; суицидальные попытки в прошлом; чувство вины, упреки в свой адрес, низкая самооценка; стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей. Замечая данные из вышеназванных изменений, необходимо немедленно вывести на беседу с психологом.

Формы профилактической работы с обучающимися: классный час «Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций», акция «Я выбираю жизнь», конкурс сочинений о смысле жизни (например, «Классики литературы о смысле жизни»). Психолого-педагогические групповые консультации на темы «Экзамен без стресса», «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения», кинолекторий на тему «Нравственные ценности», час информирования «10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств».

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска: не предлагайте того, чего не в состоянии сделать, лучше помогите ему; не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, обязательно выслушайте; дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность; говорите искренне, не осуждайте его, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза; убедите его, что вы можете ему помочь.

Также приведём примеры упражнений для снятия психологического напряжения, которые можно проводить на любом уроке:

1.Упражнение «Поза кучера». Для этого необходимо расслабиться и сесть облокотившись на спинку стула, закрыть глаза и постепенно сжимать и расслаблять сначала руки, затем ноги, лицо, напрягать мышцы и ослаблять и так всё тело приходит в покой, на душе становится очень легко, всё тело расслабляется. Это упражнение также можно делать в положении лёжа, оно полезно для тех, кто не может быстро уснуть.

2.Упражнение «Луч света». Учащиеся должны представить, что внутри их головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, разглаживается кожа на лице, ослабляются все складки, спускаются брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и т.д. Луч постепенно переходит сверху вниз. Заканчивается упражнение они проговаривают: «Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».

3. Упражнение «Настроение». Необходимо взять цветные мелки или карандаши и лист бумаги. Расслабленно, нарисовать не активной рукой абстрактный рисунок – фигуры, линии, цветовые пятна. При этом очень важно целиком и полностью погрузиться в свои переживания, которые вызывают отрицательные эмоции, выбрать цвет и провести линии так, как им больше хочется, в полном соответствии с их настроением. Попробовать представить, что они переносят грустное настроение на бумагу, как бы материализуют его. Нарисовали, затем переворачивают бумагу и на другой стороне листа должны долго не раздумывая написать 3-5 слов, которые отражают настроение в данный момент. После этого учащиеся еще раз смотрят на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитывают слова и с удовольствием мнут и разрывают листок на несколько мелких кусочков и выбрасывают в урну. Учащиеся замечают: упражнение всего за несколько минут снимает раздражение, способствует восстановлению эмоционально-положительного настроя, плохое настроение уходит в рисунок, который впоследствии уничтожается ими.

4. Упражнение «Руки».  Способствует установлению психического равновесия, снимает усталость. Сесть на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постараться представить себе, что энергия усталости «спускается вытекая» из кистей рук в землю, — «протекает» от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает до локтей, устремляется к кистям и к кончикам пальцев, затем просачивается вниз и «уходит» в землю. Ощущается теплая тяжесть, скользящая по рукам. Необходимо так посидеть минутки две, а затем слегка потрясти кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.

Необходимо выделить ряд эффективных диагностик по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних:

1.Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова)

Данная методика оценивает психологическое здоровье учащихся, а также успешность работы школы в сфере охраны здоровья школьников. К ним относятся распространенность дезадаптационных невротических состояний, уровни напряженности, тревожности и другие показатели, отражающие уровени психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов для учащихся 10-15 лет.

Материалы теста носят ориентировочный характер, однако они позволяют получить данные для индивидуальной карты учащегося.

2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья»

Опросник позволяет дать основную оценку психического здоровья школьников. Опросник разработан на базе ПНД г.Казань, доказана его надежность. С помощью данного опросника можно охватить большое количество учеников одновременно (групповое тестирование). Опросник включает 26 утверждений.

3.Шкала тревоги Ч. Д. Спилбергера

Шкала тревоги Ч. Д. Спилбергера – это информативный способ самооценки уровня тревожности на момент исследования. Возраст – начиная со школьного возраста. Адаптирован Ю. Л. Ханиным. Методика содержит две части по 20 вопросов.

4. Шкала депрессии по А. Беку

Шкала безнадежности А.Бека – это один из наиболее чаще используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Шкала была разработана группой его сотрудников в США под руководством А. Бека, которая измеряет выраженное негативное отношения к будущему. Содержит 20 утверждений. Рассчитано как на подростков, так и на взрослых.

5.Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Рисуночная методика оценки суицидального риска.

Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст – от 11 до 15 лет.

6. Тест выявления суицидального риска у детей по А.А. Кучеру

Предназначен для выявления очень агрессивных факторов и тенденций, которые формируют суицидальные намерения у несовершеннолетнего. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого – определение интеллектуальных способностей ребенка. Результаты данной диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о многих факторах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка. В тесте 85 высказываний, в которых отсутствие отрицательных ответов, говорит о наличии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций. На возраст – 5-11 класс.

7. Тест С. Рейзаса «Уверенность в себе»

Он разработан Спенсером Рейзасом в 1973 году. Методика предназначена для диагностики некой степени уверенности в себе, или ассертивности и определения поведения подростка в конфликте. Анализ 30 утверждений показывает, что методика может быть использована для диагностики уверенности в себе, которая преимущественно проявляется в коммуникативной уверенности.

В заключении отметим, что для профилактики суицидального поведения необходимо: предотвращение злоупотребления несовершеннолетними наркотиками и алкоголем; проявление со стороны родителей и педагогов наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении; формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь.