Проектная деятельность по предмету «Татарский язык»
№48
Ляля САИТОВА,
методист школы с этнокультурным татарским компонентом образования №1186 им. М.Джалиля г. Москвы
В современном этапе школьной жизни одной из основных целей педагога является обучение и воспитание подлинно свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать свои действия. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения деятельности. Этим обусловлено использование методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины.
В текущем учебном году в группах V–VII классов введены уроки проектной деятельности, а в VIII классах – элективный курс.
Рабочая программа уроков по проектно-исследовательской деятельности предусматривает изучение языка и культурного наследия татарского народа и представляет собой комплексную целевую программу.
Программа рассчитана на учащихся V–VIII классов, проявляющих повышенный интерес к языку, культуре и традициям своего родного народа, и является одним из путей, содействующих формированию у обучающихся национального самосознания и национальной культуры, а также уважения к культурному наследию других народов, и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Количество часов по учебному плану 1 час в неделю.
Содержание курса V класса «У истоков народной культуры» предусматривает изучение произведений устного народного творчества: пословицы и поговорки, мунаджаты и баиты, татарские народные сказки и легенды. К концу II четверти обучающиеся презентовали свои мини-проекты на разные темы: «Татарские пословицы о труде, родине и о дружбе», «Легенда возникновения города Казани», «История появления баита о последней царице Казанского ханства Сююмбике» и т.д.
Группа VI классов занимается по программе «Художественная культура татарского народа», которая включает в себя музыкальное и эстрадное искусство, развитие татарской оперы и балета, историю татарского театра и зодчество.
Для изучения и создания проектов у обучающихся должна быть мотивация. Как у каждого народа и у татар есть свои выдающиеся личности, свои таланты, которые признаны не только в России, но и за её пределами. Нынешнее поколение должно знать их имена.
Прежде чем распределять темы, я, опираясь на достоверные источники, рассказываю им, например, о том, как в свое время заслуженный артист РТ Хайдар Бегичев в оперном театре Милана Ла Скала пел без дублера три часа партию Отелло в опере «Отелло», что весь зал аплодировал ему стоя.
Когда дети узнают о трагической судьбе всемирно известного артиста балета Рудольфа Нуриева, который в 70-е годы XX века танцевал в Королевском дворце Англии, а в 80-е покорил своим танцем всю Европу и США, у них появляется желание подробно изучать творческую биографию и написать проект.
Программа уроков в группе VII класса называется «Народные промыслы и ремесла». Она состоит из следующих разделов:
• «Декоративно-прикладное искусство татарского народа»;
• «Национальный костюм»;
• «Национальная кухня;
• обобщающим уроком будет «Сладкий базар», который пройдет в конце мая на школьном Сабантуе. Программа интересная, но требующая тщательной подготовки, сбора и анализа материалов. Нужно отметить, что в библиотеке нашей школы собрано достаточно большое количество художественной и научно-публицистической литературы на татарском языке. Обучающиеся при создании своих проектов изучают нужную им литературу, анализируют и делают выписки.
Этнографический музей обладает богатой коллекцией экспонатов, относящихся к к. XIX – н. XX вв. Это позволяет обучающимся поближе ознакомиться с элементами декоративно-прикладного искусства, с особенностями национального костюма татар и способствует развитию творческого мышления и эстетического восприятия.
На элективных курсах группа VIII классов изучает духовную культуру татарского народа. Программа предусматривает изучение творческой деятельности исторических личностей, деятелей культуры и классиков татарской литературы. Ознакомление учащихся с духовной культурой проводим по возможности в том виде, в каком эта культура создавалась народом и существовала в течение веков, т.е. идет работа с первоисточниками.
При создании проектов на определенную тему, дети изучают соответствующую литературу, ищут материалы в интернет-ресурсах, в школьной библиотеке и в Центре имени К.Насыри, где имеются редкие издания классиков татарской литературы.
Конечным результатом проектной деятельности обучающихся являются не только выступления с презентацией, но и рисунки по прочитанным на татарском языке сказкам или литературным произведениям, родословные, созданные всеми членами семьи, письменные творческие сочинения, письма, праздничные открытки и электронные газеты.
Каждый год у нас в школе проходят предметные недели, в т.ч. и неделя татарского языка и литературы. Она по плану проводится в середине февраля и посвящается творчеству поэта-героя Мусы Джалиля, чьё имя носит наша школа. Тематика мероприятий самая разнообразная: уроки мужества, классные часы, конкурсы, конференции, литературно-музыкальные композиции, радиолинейки. Каждый ученик с I по XI класс учит хотя бы одно стихотворение поэта. На начальном этапе конкурсы чтецов проводятся в классах, затем лучшие соревнуются на школьной сцене. А самые талантливые выступают в окружном туре проекта «Мужество останется в веках». Учащиеся изучают творчество поэта, пишут доклады, делают презентации, выступают с проектами и участвуют не только в школьных, но и в окружных и региональных конкурсах.
Жизнь и творчество выдающегося сына татарского народа М. Джалиля является проявлением героизма, силы духа, беззаветной преданности своей Родине и служит примером для подрастающего поколения.
Одним словом, занятия с проектной деятельностью способствуют формированию интереса и мотивации к изучению родного языка. Отрадно отметить, что 15 учащихся нашей школы участвуют в проекте онлайн-школа «Ана теле» по изучению татарского языка, учредителем которого является Министерство образования и науки РТ.
На протяжении четырех лет наши учащиеся принимают активное участие и на Международной олимпиаде по татарскому языку и литературе и добиваются хороших результатов. В этом учебном году 8 учащихся прошли интернет-тестирование. Хорошие результаты показали учащиеся VIII–IX классов Амина Хуснутдинова и Эльнара Салахетдинова, Эльдар Невмятуллин, Лидия Исхакова. Они прошли на очный тур олимпиады.
Необходимо отметить, что в вопросах олимпиады значительное место занимают задания, при выполнении которых учащиеся должны продемонстрировать свои знания не только по языку, но и в области духовно-нравственной и художественной культуры татарского народа.