Проектная деятельность на уровне начального общего образования

Юлия ЖУКОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №135 г. Казани

Современное образование в России характеризуется качественными изменениями в области содержания. Особое внимание уделяется развитию творческого мышления обучающихся. Развивать творческие способности обучающихся важно на различных этапах обучения, но большое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте, ведь именно в этом возрасте формируется управляемая творческая деятельность.

Результативность школы определяется тем, насколько активно формируют учителя творческую личность своего ученика, как готовят его к творческой, познавательной, трудовой деятельности. С каждым годом в стране происходят все больше перемен, внедряются различные цифровые технологии, поэтому России требуются творчески мыслящие люди, которые могут мыслить и действовать нестандартно, основы такого мышления и его развитие закладывает начальная школа.

Я считаю, что для того, чтобы формировать творческую личность, необходимо использовать технологию сотрудничества. Обязательно использовать индивидуальный подход и личный пример. Никогда не навязывать свою точку зрения, даже если оно более правильное и формировать у ребят поисковую активность.

В работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить уровень предложенных решений. Также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными. [1]

В начальной школе развивать творческие способности можно на всех уроках и во время внеурочной деятельности. На уроках обучающимся мы даем много знаний, а на отработку различных умений уделяется меньше времени, если ребята то-то и делают, то на низком креативном уровне. На уроках необходимо активно развивать умения сочинять сказки и рассказы, формировать любознательность, развивать речь и мышление, решать сложные проблемные задания, развивать мышление, воображение, фантазию, учить анализировать и устанавливать причинно-следственные связи. При планировании уроков необходимо продумывать каждый вопрос, ответ на который может быть неоднозначным, чтобы каждый ученик мог высказаться.

Искусство – это наиболее эффективные уроки, на которых можно развивать творческие способности детей. Также сюда можно отнести и уроки литературного чтения, русского языка, технологии, музыки. Но и на математике имеется не меньше возможностей для развития творчества у детей, например, геометрический материал прекрасно развивает художественное восприятие мира, так как в нем многое принадлежи образному мышлению, а мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

Начальной школе успешно реализуются творческие проекты. Проектная деятельность – это одновременно и творческая, и учебно-познавательная, и игровая деятельность, у которой есть общая цель, методы и способы реализации.

Работа над проектами очень увлекательна. У ребят формируются необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, и как результат получают конкретный продукт. Проекты бывают различные по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов. Также различают: личностные, парные, групповые.

В своих классах мы с ребятами часто работаем над групповыми проектами. Это сближает детей, ребята используют различные нетрадиционные подходы к оформлению проектов. Я чаще использую универсальные проекты, которые можно включить в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Так же применяю комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.

При работе над творческим проектом у обучающихся развивается эстетический вкус, активная творческая деятельность, пространственное воображение. На всех этапах подготовки от ребят требуется личная заинтересованность результатом, интеллектуальная подготовка, поиск материалов, выполнение заданий.

Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Работая в группе, они не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, они чувствуют атмосферу праздника, чувствуют радость за доставленное удовольствие одноклассникам, родителям, учителю, ощущают потребность в тех проектных работах, которые они создают. Презентация продукта проектной деятельности – это всегда бывает ярко, наглядно и увлекательно. Продуктом проектной деятельности часто являются сказки, праздники, стенгазеты, выставки с презентацией проектного продукта. С каждым годом сложность предлагаемых проектов возрастает в содержательном и организационном планах. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач. Далее с готовым продуктом уже ребят участвуют в различных конкурсах.

Какую роль играет в творческом проекте учитель? Необходимым условием проектной деятельности в начальной школе – это непосредственное участие учителя или родителя, которые руководят проектом, а ребята реализуют свои идеи, проводят различные исследования, исходя из своих интересов, анализируют и обобщают полученные результаты в ходе внеурочной деятельности.

Я считаю, что абсолютно каждый ребенок очень отзывчив на творческую деятельность, конечно у всех она проявляется в различных областях и разная степень её выраженности. Поэтому я стараюсь целенаправленно создать в классе свободное творческое пространство. Моя роль – руководить творческим процессом, а не быть руководителем-контролером. В проектной деятельности между учителем и обучающимся выстраиваются другие, нежели на уроке отношения. Я нахожусь на равных с ребёнком, такой же исследователь и также ищу истину вместе с ребятами, ошибаюсь, удивляюсь, радуюсь находкам.

С определенной группой ребят мы ведем работу над исследовательскими проектами, результатом которых являются научные сообщения, статьи в школьной газете, а также участие обучающихся в различных научно-исследовательских конференциях.

Исследовательские проекты в 4 классе по структуре уже напоминают небольшое научное исследование. Темы исследовательских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из областей лично интересующих данного ребёнка. Проблема проекта должна находится в зоне ближайшего развития. Длительность проекта обычно бывает небольшой, чтобы не растерять интерес ребенка. Учебно-исследовательская задача предполагает выполнение определенных действий. Что дают ребенку исследовательские работы? У обучающегося раскрываются различные способности из той или иной области знаний, развиваются склонности и интересы к определенному предмету, он приобретает новые знания и умения, а также создаются хорошие условия для самоутверждения и самореализации. Учитель со своей стороны использует различные приемы подачи учебного материала через игру, конкурс; стимулирует детей младшего школьного возраста к познанию; помогает в общении друг с другом; развивает у детей организаторские, лидерские способности.

В чем заключается специфика исследовательской работы с детьми младшего школьного возраста? Учитель должен как бы «заразить» ребёнка, показать им важность их деятельности, вселить уверенность в своих силах, систематически стимулировать и корректировать работу ребёнка. Я стараюсь с первого класса уже вовлекать некоторых детей в различные мини – исследования. Конечно, в 1 – 2 классах они носят коллективный характер, тему определяю сама, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, что приучает детей работать в коллективе и ставить общие интересы выше собственных. Обучающиеся 3 – 4 классов уже понимают какой предмет или тема интересна и сами выбирают тему. Роль учителя – подтолкнуть к правильному выбору, если ученик сомневается или не может сформулировать тему.

Таким образом, творческий проект – это первый совместный научный опыт учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогают в дальнейшей учебной деятельности.

Литература

  1. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1996. – 192 с., ил.