Проективный подход учителя для формирования и развития культуры поведения учащихся
№54
Ирек ГАЙНУТДИНОВ,
директор средней школы с.Нижняя Русь Кукморского района
Обращение к проективному подходу к разработке эффективного процесса формирования и развития культуры поведения учащихся объясняется переходом от дисциплинарно-ориентированной модели к проектно-созидательной, которая реализуется путем личностно-деятельностного подхода.
В настоящее время педагогическое проектирование рассматривается в качестве механизма, обеспечивающего возможность учителю, преподавателю, своевременно реагировать на изменения в педагогических ситуациях, участвовать в формировании новых педагогических систем, технологий и методических разработок в образовательно-воспитательной сфере различного уровня и масштаба.
Новый статус учителя, преподавателя, воспитателя как носителя социокультурных преобразований, его участие в инновационной деятельности обусловливают его здравую позицию в переоценке существующих подходов к организации и развитию образовательно-воспитательного процесса, формирование совершенно новых для него профессиональных и личностных характеристик, новый взгляд, новое отношение и новый уровень мотивации к педагогической деятельности. Происходит трансформация педагогического мышления педагога, направленное на личностное развитие учащихся.
Сказанное позволяет отнести проективную культуру педагога к базовому, систематизирующему компоненту инвариантной части его профессиональной компетенции, который основывается на творческой природе человека, на его способности не только адекватно отражать мир, но и в соответствии с идеальным созидать материальные формы. В проектировании творчество представлено наиболее полно: человек не только соотносит разнообразные отношения и связи, существующие в социальных объектах, но и формирует их.
В научной литературе проблема проектирования ставится как особая методология и вид деятельности, актуальность которой обусловлена необходимостью поиска новых средств для решения задач развития личности. Анализ составляющих педагогического проектирования показывает, что они связаны с такими научными категориями и понятиями как проект, проектирование, социальное проектирование, объекты проектирования.
Термин «проект» в общенаучном значении рассматривается как «…проявление творческой активности человеческого сознания, через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию»; «…изменяющееся представление о результате деятельности в процессе целенаправленного преобразования заданных условий к продукту»; «…вообще идеальное предвосхищение результата всякой деятельности — материально-практической или духовной, выражающейся в изменениях внешнего или внутреннего мира человека».
По мнению многих современных исследований (Л.Волович, Г.Ильин, В.Сидоренко и др.), характерной особенностью современной культуры является стремление к изменению мира, ее конструктивный, преобразующий характер. Эта существенная особенность позволила назвать проективную культуру, идущую на смену традиционной, и привести характерные ее особенности и отличия от других форм культуры, таких как естественнонаучная и гуманитарная (табл.). Предполагается, что в новой модели сфокусируются и сплавятся взаимосовместимые элементы образования, соответствующие научной, гуманитарной, технической, проектной и информационной культуре.
Таблица
Основные характеристики проективной культуры
Предмет изучения | В гуманитарном познании | Человеческий опыт |
В проективной культуре | Мир, созданный человеком | |
В естественных науках | Природный мир, эксперимент, классификация, анализ | |
Методы | В гуманитарном познании | Аналогия, критика, оценка |
В проективной культуре | Моделирование, создание образцов, синтез | |
В естественных науках | Объективность, рациональность нейтралитет, стремление к истине | |
Ценности | В гуманитарном познании | Субъективность, воображение, стремление к справедливости |
В проективной культуре | Практичность, изобретательность, выразительность, соответствие назначению |
Всякий педагогический проект предполагает создание новых систем или изменение каких-то частей имеющейся системы.
Литература.
1. Алексеев Н.Г. Проектирование [Текст]/ Н.Г.Алексеев // Новые ценности образования: тезаурус. – М.: АО «ВНИИМП-ВИТА», 1994. – С. 76 – 78.
2. Алексеев Н.Г. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения [Текст]: дис. … докт. пед. наук / Н. Г. Алексеев. – Екатеринбург, 1997. – 354 с.
3. Байбородова Л.В. Проектирование педагогической деятельности: Из опыта школы-комплекса №87 г. Ярославля / Л.В. Байбородова, О.Г.Важнова, М.И.Рожков. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 77 с.
4. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: дис. … докт. пед. наук/ В.Е. Радионов. – СПб., 1996. – 352 с.