Проектирование урока литературного чтения в IV классе на тему «Рассказ В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел» в соответствии с требованиями ФГОС НОО
№54
Марина ИСМАГИЛОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории татарской гимназии №1г.Казани
Гюзелия ЗИГАНШИНА,
учитель начальных классовI квалификационной категории татарской гимназии №1г.Казани
Проектирование урока литературного чтения в IV классе на тему «Рассказ В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел» в соответствии с требованиямиФГОС НОО
Марина ИСМАГИЛОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории татарской гимназии №1г.Казани
Гюзелия ЗИГАНШИНА,
учитель начальных классовI квалификационной категории татарской гимназии №1г.Казани
Аннотация
Представлена методическая разработка урока по литературному чтению в IVклассе по разделу «Делу время ‒ потехе час».
Урок изучения нового материала с использованием проблемно–диалогического метода обучения.
Данная разработка включает в себя:
Технологическую карту урока
Информационный материал: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова и др. часть 2.‒Москва: «Просвещение», 2014, стр. 29-34;УМК «Школа России», аудиоприложение к учебнику, толковый словарь.
Демонстрационный материал: портрет писателя, выставка книг с произведениями В.В.Голявкина.
Интерактивный материал: презентация к уроку, карточки с таблицами для групповой работы.
Материалы ориентированы на учителей начальных классов работающих по УМК «Школа России», но могут также быть интересны и полезны для учителей, работающих по другим УМК
Актуальность
В наше время в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.
В условиях проведения эксперимента по введению ФГОС ООО учителя, работающие в начальных классах, должны пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Основная часть
Цель проекта:разработка урока в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Задачи:
‒ изучить требования государственного стандарта к организации современного урока в рамках достижения предметных и метапредметных результатов обучения в начальной школе;
‒ определить структуру технологической карты урока литературного чтения в соответствии с ФГОС и разработать ее содержание по теме «Рассказ В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»» в рамках УМК «Школа России»;
‒ разработать систему ресурсного обеспечения проекта;
‒провести урок литературного чтения на тему «Рассказ В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» и оценить его эффективность для формирования предметных и метапредметных результатов.
Тема урока: Рассказ В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»
Цель урока:Формирование умения анализировать поступки героев на основе технологии продуктивного чтения.
Задачи:
• учить определять по названию главную мысль рассказа;
• учить анализировать поступки и давать характеристику героям произведения;
• отрабатывать навыки выразительного чтения.
Планирование темы и количество часов, отводимых на ее изучение:в соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса литературного чтения отводится 105 часов, 3 часа в неделю.
На данную тему ‒ 1 час.
Тип урока:ОНЗ.
Методическая разработка составлена на тему «Рассказ В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел»» в IV классе в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок проводится в IV классе по УМК «Школа России» в третьей четверти. Это пятый урок в разделе «Делу время ‒ потехе час». Тема урока В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». В рамках урока используются технологии критического мышления, проблемно- диалогическое обучение, ИКТ. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУГ) у детей. По своей структуре и направленности этот урок комбинированный, так как решает насколько дидактических задач.
Планируемые результаты:
Личностные:
‒ценить время и стремиться рационально его использовать;
‒осознавать смысл учения.
Предметные:
‒знать произведение В.В. Голявкина;
‒умение прогнозировать содержание произведения
‒воспринимать на слух художественное произведение
‒рассказать о героях произведения на основе плана
‒читать вслух по ролям, увеличивать темп чтения вслух
Метапредметные:
Познавательные УУГ:
‒ формулировать учебную задачу урока на основе выставки книг
‒анализировать содержание произведения, интерпретировать его, данные заносить в таблицу
Регулятивные УУГ:
‒ формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные УУГ:
‒ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
Межпредметные связи:
‒ окружающий мир (работа с научно-популярным текстом);
‒ изобразительное искусство (темы: «Умение видеть», «Отражение характеров людей в изобразительном искусстве»).
Условные обозначения УУД:
• Предметные результаты
Метапредметные результаты:
• Личностные – ЛУУД
• Познавательные – ПУУД
• Регулятивные – РУУД
• Коммуникативные ‒ КУУД
В проекте представлены методические материалы урока литературного чтения в IVклассе, включающие в себя технологическую карту урока, презентацию, демонстрационный материал.
Материалы предназначены для учителей начальной школы, работающих по УМК «Школа России»
Ресурсы
Для реализации программного содержания используется:
Книгопечатная продукция: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова и др. часть 2.‒ Москва: «Просвещение», 2014, стр.29-34; УМК «Школа России», толковый словарь, выставка книг с произведениями Голявкина.
Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Климановой Л.Ф и др. («Школа России»). ‒ Москва: «Вако», 2015.
Печатные пособия: портрет В.В. Голявкина.
Информационно-коммуникативные средства:
• рабочая тетрадь по литературному чтению IV класс;
• презентация к уроку;
• карточки с таблицами для групповой работы.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, аудиоприложение к учебнику.
Учебно-практическое оборудование: экран.
Технологическая карта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Этапы урока и вид деятельности |
Ресурсы |
Деятельность учащихся |
Форма организа-ции учебной деятельнос-ти |
Содержание учебной деятельности |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Актуализация необходимых знаний |
Выставка книг В.В.Голявкина: «Мой добрый папа», «Болтуны», «Рисунки на асфальте», «А ты постарайся», « Знакомое лицо» |
Рассматривают выставку, читают названия книг, предлагают сформулировать тему: Рассказы В.В.Голявкина, определяют учебную задачу: Познакомиться с рассказами Голявкина |
Ф
Ф
|
ЗАДАНИЕ 1. Определение учебной задачи ‒Рассмотрети выставку книг, прочитать названия и автора книг. ‒Какому автору принадлежат эти произведения? ‒Прочитайте названия рассказов. ‒Как вы думаете, с произведением, какого автора мы будем работать на сегодняшнем уроке? Вывод: все книги, представленные на выставке, принадлежат одному автору, на уроке будем работать с произведением В.В.Голявкина. |
ПУУД
РУУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Мотивация познавательной деятельности |
Презентация о жизни и творчестве В.В. Голявкина |
Слушают учителя, называют опорные слова текста, дополняют их до предложения, составляют рассказ о В.В. Голявкине |
ФР |
Задание 2. Составление рассказа о биографии писателя. ‒ Послушайте рассказ о писателе, запишите в рабочую тетрадь опорные слова текста, которые помогут вам составить рассказ о биографии В.В. Голявкина. ‒ Какие опорные слова вы записали? ‒ Дополните их до предложения. Вывод: Баку ‒место рождения писателя. 31 августа 1929 года ‒дата рождения. В.В.Голявкин ‒ писатель и художник. «Тетрадки под дождем» ‒ первая книга. 1959 год ‒ вышла первая книга рассказов. 1990 год ‒ состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя. Мальчишки-главные герои рассказов Голявкина |
ЛУУД ПУУД
ПУУД РУУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФР |
Задание 3. Определение первичного восприятия содержания произведения. ‒Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Поразмышляйте, о чем может идти речь в рассказе? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Целеполагание |
Учебник «Литературное чтение» IVкласс |
Размышляют, о чем может идти речь в рассказе В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел», почему рассказ получил такое название |
ФP |
‒Как вы думаете, почему произведение так называется? ‒ О ком оно, или о чем оно? ‒ Какая горчица на вкус? ‒ Вам нравится горчица? ‒ Какое выражение лица у человека, который наелся горчицы? ‒ Какое мы можем сделать предположение? Вывод: Чтобы узнать, почему произведение имеет такое название нужно с ним познакомиться |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Первичное чтение, беседа по первичному чтению
Словарно-лексическая работа |
Аудиозапись, учебник стр.29‒34, толковый словарь
|
Следят по тексту за чтением диктора, подчёркивают непонятные слова |
|
Задание 4.Прослушивание аудиозаписи, словарная работа. ‒Какие встретились непонятные слова? Найдите значение слов в толковых словарях (М.б.: проспект – это большая широкая улица в городе;строительные леса – это вспомогательные устройства для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных или ремонтных работ преимущественно снаружи здания (сооружения);патент‒ документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением;штукатурить‒ покрывать (стены, потолки) специальным раствором для образования гладкой поверхности, удобной для окраски, оклейки.) ‒ Какой по настроению рассказ вы услышали? (Веселый.) ‒ Понравился вам мальчик – герой рассказа? Почему? ‒ Как вы думаете, почему рассказ называется «Никакой горчицы я не ел»? (Это слова мальчика из текста.) Представьте выражение лица мальчика, с которым он вышел из дома. Изобразите. ‒ Какое должно быть выражение лица, чтобы люди могли сказать «…ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся.» (Горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное…) ‒ Попробуйте изобразить его мимикой? ‒Почему же так испортилось настроение мальчика? Вывод:Мальчик вышел из дома веселым. Почему же так испортилось его настроение? Нужно перечитать рассказ по частям и выяснить это |
ПУУД ЛУУД
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5
6
7
8
9
10 |
Чтение текста вслух по частям, анализ каждой части рассказа
Работа в группах
Контроль и оценка групповых работ
Рефлексия учебной деятельности
Самоанализ
Домашнее задание |
Учебник «Литературное чтение» стр.29‒34, на экране таблица
Карточки с таблицей. Аналогичная таблица на экране с заполненной графой: герои рассказа.
Карточки с заполненными таблицами.
Учебник «Литературное чтение» стр.29-34.Карточки с заполненными таблицами, презентация
Таблица«Самоанализ»
Рабочая тетрадь по литературному чтению |
Чтение рассказа вслух по частям, заполнение раздела таблицы: герои рассказа Самостоятельное заполнение таблицы |
ФР
ФР
ФР
ФР
ФР
ФР
ФР
ГР
ФР
ФР
ИН |
Задание 5. Чтение первой части и работа над содержанием (до слов «…Ходи себе и ходи») ‒ Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.(Хотелось петь, испытывал радость.) ‒ Как можно его назвать, если он прогуливает занятия? (Прогульщик.) Заполняем таблицу. Вывод.Мальчик решил прогулять уроки, настроение у него прекрасное. Он поет, глазеет по сторонам. Задание 6. Чтение второй части и работа над содержанием (по ролям) до слов «Вздохнул и дальше пошел.». ‒ С кем встретился мальчик? (Мальчик встретился с шофером.) ‒ Чем закончилась встреча с шофером? (Он его прогнал.) Почему? Заполняется таблица по разделам. Вывод.Мальчик не смог помочь шоферу, потому что не умел чинить машины. Делай то, что умеешь и должен делать. Задание 7.Чтение третьей части(по ролям) и работа над содержанием до слов «Значит, я опоздал немножко…». ‒ С кем заговорил мальчик? ‒ Патент – это документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Как вы думаете, кем были эти двое? (Они были изобретателями.) ‒ Как они отнеслись к мальчику? ‒ Какие чувства он испытал? Заполнение разделов таблицы. Вывод.В мире много интересного. Узнавай! Задание 8.Чтение четвертой части (по ролям) и работа над содержанием до слов «Метлы даже жалко». ‒ Почему дворник прогнал мальчика? (Метла для работы). ‒ Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик? Заполнение разделов таблицы. Вывод.Метла для работы, а не для того чтобы к ней подходили. У всех свое дело. Не мешай работать другим. Задание 9.Чтение пятой части (3 человека) и работа над содержанием до слов «…рабочие на лесах штукатурят, красят». ‒Почему мальчик захотел залезть на строительные леса? Заполнение таблицы по предложенным разделам. Вывод.Соблюдай правила безопасности на стройке. Задание10. Чтение шестой части (по ролям) и работа над содержанием до слов «Неудобно как-то». ‒ Как удалось кондуктору разоблачить мальчика (По выражению лица). ‒Как вы думаете, почему мальчик сошел с трамвая? Вывод. Кондуктор разоблачила мальчика по выражению лица: «‒Ребята из школы веселые идут. А ты как будто горчицей объелся». Стыдно ничего не делать. Все тайное становится явным. 3адание 11. Чтение шестой части (по ролям) до конца и работа над содержанием. ‒Почему мальчик стал улыбаться экскаваторщику? ‒Что о нем подумал экскаваторщик? ‒Почему экскаваторщик не стал катать мальчика на экскаваторе? Вывод. Надо учиться, чтобы получить профессию.
Задание 12. Заполните таблицу, подготовьте рассказ о герое. Заполнение таблицы по предложенным разделам.
Задание 13. Рассказ каждой группы учеников об одном из героев. Рассказать об одном из героев произведения, обосновать свой ответ предложениями из текста рассказа. Вывод.Чтение по таблице.
Задание14. Подведение итогов урока. ‒Так почему же испортилось настроение мальчика? ‒ Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? ‒ Какие выводы мы сделали? (чтение по таблице). ‒ В чем основная мысль рассказа? ‒Что бы вы посоветовали герою сделать, чтобы он не чувствовал себя одиноким? ‒ Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел». Что он хотел сказать своим читателям? ‒ Что вы узнали об авторе? Вывод. Мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться. Рассказ нас учит тому, что каждый должен трудиться. Такое название рассказу автор дал, потому что от безделья и скуки у главного героя было совсем не радостное выражение лица.
Задание 15. Самоанализ
Дифференцированное дом.задание. 1 нче группа:написать мини-сочинение о прогульщике, записать его в рабочую тетрадь. 2 нче группа: составить план рассказа и записать его в рабочую тетрадь. Для любознательных: прочитать другие произведенияВ.В.Голявкина, рассказать о них в классе
|
ПУУД ЛУУ ПУУД ЛУУД
ПУУД ЛУУД
ПУУД ЛУУД
ПУУД ЛУУД
ПУУД ЛУУД
ПУУД ЛУУД
ПУУД ЛУУД КУУД
РУУД ЛУУД РУУД
ЛУУД РУУД ПУУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дети в группах по четыре человека самостоятельно заполняют таблицу.
Каждая группа рассказывает об одном из героев рассказа, обосновывая свой ответ.
Выслушивает каждую группу, при необходимости вносят коррективы.
Отвечают на вопросы, высказывают свои наблюдения и выводы |
Заключение
При разработке технологической карты данного урока литературного чтения в IV классе по теме «Рассказ В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел» была поставлена следующая цель и задачи:
Цель:формирование умения анализировать поступки героев на основе психологии продуктивного чтении.
Задачи:
• учить определять по названию главную мысль рассказа;
• учить анализировать поступки и давать характеристику героям произведения;
• отрабатывать навыки выразительного чтения.
При реализации поставленных задач были использованы такие виды заданий как работа с выставкой книг, составление краткого рассказа биографии В.В.Голявкина по опорным словам, определение первичного восприятия содержания произведения по заголовку рассказа, выполнение словарно-лексической работы, выразительное чтение произведения по частям и работа над содержанием каждой части по вопросам, после чего была использована работа малыми группами по заполнению таблиц. В таблицах ученики дали анализ каждому герою произведения. Каждая группа выступила с рассказом об одном из героев произведения, обосновывая свой ответ предложениями из текста. В конце урока были поведены итоги урока и проведен самоанализ учениками.
Таким образом, разработанный материал позволит достичь планируемых результатов. Значимость работы прямо ориентирована на психическое и личностное развитие детей. В ней созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного подхода. Используя приемы технологии развития критического мышлении и психологии продуктивного чтения учитель реализует деятельностный подход в обучении учеников IV класса, формирует коммуникативные умения.
Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков литературного чтения во IV классов рамках УМК «Школа России».
Список использованной литературы.
1. Бойкина М. Диагностические работы по литературному чтению. – СПб: СМИО ПРЕСС, 2013.
2.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др.
3.Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. IV класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. ‒М.: Просвещение,2013.