Проблемы поликультурного воспитания

Диляра ХАРИТОНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 59  г. Казани.

«Дети – наше будущее» – эту фразу услышать или прочитать можно довольно часто, но всегда ли при этом мы задумываемся, какой глубинный смысл заложен в ее основу. Человеческая цивилизация постоянно развивается, но это развитие порой находилось и все в большей степени находится в противоречии с окружающей средой или природой. Если на первых этапах развития природа справлялась с последствиями деятельности человека, то теперь сам человек должен придти ей на помощь, так как создается угроза существованию и природы и самого человека. В чем заключается эта угроза? Можно выделить несколько причин:

  1. Постоянно растущая численность нашей планеты. Уже сейчас ощущается недостаток продовольствия и питьевой воды.
  2. Создается новое и совершенствуется оружие массового поражения. Любая техническая авария, катастрофа или человеческая ошибка может спровоцировать начало конфликта с непредсказуемыми последствиями.
  3. Ухудшение экологической обстановки.
  4. Появление новых болезней и вирусов. При наличии возможности их быстрого распространения.

Человечество в целом в лице правительства цивилизованных государств и стран осознает наличие этих причин и пытается принимать соответствующие меры. Но отдельным странам противостоять этим угрозам невозможно, требуются усилия всего мирового содружества.

В этом направление следует принимать следующие меры:

  1. Борьба за сохранение мира.
  2. Защита окружающей среды и экологическое воспитание.
  3. Развитие здравоохранения и валеологическое воспитание.

Рассмотрим более подробно, что мы понимаем за борьбой за сохранение мира. Нашей целью не является изучение вопросов внешней политики. Рассмотрим этот вопрос в свете поликультурного воспитания и образования.

Чтобы делать, что-то сообща люди должны понимать друг друга. Развитие средств информации, коммуникации и транспорта сделало нашу планету доступной для изучения и посещения. Даже не обладая, большими материальными возможностями каждый может, расширить свой кругозор, знать о своем народе, и народах, населяющих другие страны и континенты. Каждый член современного общества поставлен перед возможностью быть готовым к общению с другими культурами. Но когда эта готовность лучше всего может быть реализована? Конечно в детском возрасте. Специфика развития ребенка предполагает потребность в умственном развитии и интерес к новизне. Учеными доказано, что ребенок в возрасте до 3 – 3,5 лет может одновременно изучать сразу несколько языков.

Что особенно важно потребность и способность к получению знаний в ранние детские годы не сохраняется в дальнейшем в такой же степени. Умение жить в условиях разных культур, не нарушая при этом прав и свобод других людей, то есть толерантность, нельзя передать по наследству. Каждое поколение должно получать такие знания вновь и вновь.

Поликультурное воспитание и образование актуально не только в мировом масштабе. Для России – как страны, которую населяют народы, говорящие на разных языках, обладающие самобытностью культур и менталитетов, исповедующих разные религии это имеет очень важное значение. Независимо от разности культур и обычаев люди должны учится уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране.

Роль государства в поликультурное воспитание и образование является определяющей. Неслучайно в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание, образование должно обеспечивать… интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Исходя из этого, в концепции дошкольного воспитания ставится задача – приобретение личностной культуры и ее базиса соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Но как показывают недавние случаи нападение подростков на школы простого декларирования недостаточно. Требуется серьезная и кропотливая работа в этом направление. Следует обратить более пристальное внимание на поликультурное воспитание именно в дошкольных образовательных организациях. В подростковом возрасте в силу индивидуально-психологических особенностей этого периода развития личности воспитание толерантности сопряжено неизменно большими усилиями.

Особо следует отменить большое значение в поликультурном воспитании знания иностранных языков. Есть исследования, которые показали значительное развитие когнитивных (познавательных навыков) у людей, владеющих двумя и более языками. Это неудивительно, ведь на основе языка формируется понятия, а мышление – это не что иное, как операции с понятиями. Знание языков важный инструмент для познания.

Поэтому вызывает недоумение ситуация с изучением татарского языка в Татарстане. Да, может быть в школе при существующей методике обучения бесполезно тратить время на изучение и татарского и английского, хотя в Казани есть такие преподаватели, выпускники которых проживают в настоящее время за рубежом. При правильной и заинтересованной работе с детьми дошкольного возраста можно так организовать обучение, что они будут знать несколько языков. Можно привести пример одной американской семьи, где детей даже специально не учат иностранному языку. Просто отец говорит с ними на английском, мать – на русском, а дети знают оба этих языка. А когда старший из детей подрос, его отдали в школу с изучением испанского языка.

В нашем детском саду, как и в целом в республике Татарстан воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать его добрым и желанным для всех.

В основном большая часть наших детей русские и татары. Исходя из этого, поликультурное воспитание начинается с приобщения к русской и татарской культуре. В работе с детьми в этом направлении проводится развлечения, народные игры, созданы уголки ознакомления с родным краем. Приобщение детей к культурному богатству народов Поволжья осуществляется через устное народное творчество, художественную литературу, музыку.

Особое внимание в поликультурном воспитании следует уделять укреплению связей с родителями. Эта работа актуальна и особенна, трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы поликультурного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают недоумение, а иногда полное непонимание и отторжение. Это касается изучения татарского языка. Как уже говорилось выше, дети раннего возраста могут изучать сразу несколько языков. Но некоторые родители даже в смешанных семьях не желают, чтобы дети изучали татарский язык.

Таким образом, необходимо постоянно совершенствовать работу в этом направлении. Поликультурное воспитание – сложный и длительный процесс, который нельзя отработать в течение определенного времени.

Литература

  1. Бабунова, Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. // Сиб. пед. журн. — 2009. – № 4. – С. 212 – 220.
  2. Воскресенская, Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. – 2007. – № 2. – С. 105 – 107.
  3. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. – 2010. – № 5. – С. 16 – 19.
  4. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004.
  5. Тайчинов, М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. – № 2.
  6. Яппарова, Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 12. – С. 79 – 89.