Проблемы дошкольного образования: мой взгляд на них

 Надежда ЕГОРОВА,

воспитатель детского сада №333 г. Казани

Дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, ведь именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни. Главная задача педагогического коллектива дошкольных учреждений – обеспечить реализацию программ дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, а задача управленческого аппарата – это устранение существующих проблем и создание соответствующих условий для реализации стандарта дошкольного образования.

  1. В первую очередь это касается обеспечения детей местами в детских садах. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Перед государством стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения. Для этого необходимо открытие новых групп, возвращение зданий детских садов дошкольным учреждениям, строительство новых и открытие домашних детских садов. Наряду с нехваткой мест в детских садах, нельзя не затронуть вопрос наполняемости групп. В муниципальных дошкольных учреждениях группы, как правило, переполнены и превышают численность детей. Данная ситуация негативно влияет на качество дошкольного образования и несет в себе определенные риски, связанные с охраной жизни и здоровья детей.
  2. Не менее болезненный вопрос – материально-техническое и финансовые условия дошкольного учреждения. Доказано, что от того, насколько комфортна развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности и готовности к школе. Для этого необходимо совершенствовать предметно-развивающую среду в группах. Если государство уделит должное внимание, и часть финансирования будет направлена на улучшение и оснащение предметно-развивающей среды, то можно утверждать, что большая часть проблем реализации ФГОС будет снята. Однако, на сегодняшний день недостаточный объем финансирования – одна из ключевых проблем дошкольного образования. Наблюдается спад объема финансирования по кодам увеличения стоимости материальных запасов и основных средств по сравнению с 2010 – 2014 годами. Из этого можно сделать вывод, что качество образования снижается.
  3. Остро стоит проблема финансирования для приобретения педагогами и обеспечения дидактической и методической литературы, которая необходима для работы с детьми. Специалисты должны приобретать данную литературу за свой счет, а стоимость их высока. Для исполнения требований Стандарта необходимо пополнить методический кабинет и группы дидактическим и демонстрационным материалом, приобрести развивающие игры и учебные пособия, электронные методические ресурсы. Размер ежемесячной оплаты на приобретение методической литературы составляет 100 рублей – сумма несоизмерима с реальной стоимостью литературы. Как следствие – снижение качества образования.
  4. Безусловно, нельзя не сказать о развитии инклюзивного образования. В настоящее время фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду для ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия обучения, воспитания и развития. Однако, данные условия не создаются, а воспитанники с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в детские сады. Наряду с этим возникает проблема тьюторского сопровождения, вернее его отсутствия. Педагог, работающий с такими воспитанником не получает никакой доплаты, а ребенок с ограниченными возможностями здоровья занимает большую часть внимания педагога. Следовательно, остальные дети, посещающие данную группу получают гораздо меньше внимания. Как следствие – снижение качества образования.