Проблемные игровые технологии по обучению детей правилам дорожного движения

Ирина ТИХОНОВА,

воспитатель детского сада №328 г. Казани

Игра представляет собой особую деятельность, которая развивается в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов. Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки впечатлений, полученных из окружающего мира.

И так как основным видом деятельности дошкольников является игра, которая делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным, я пришла к выводу, что именно в игровой занимательной форме следует обучать детей правилам дорожного движения.

Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена следующая цель исследования: проверить эффективность специально разработанных  игр для изучения проблемы и влияния игровых технологий на знакомство  дошкольников с правилами дорожного движения.

Следующим этапом моей работы стал подбор занимательного, игрового материала. Я изучала методическую литературу по данной проблеме, анализировала ее. После каждой проведенной мной такой игры, я анализировала, что удалось (не удалось), что было интересно (неинтересно) детям, вносила коррективы. Наряду с этим возникла необходимость приобщения детей в игровой занимательной форме обучать правилам дорожного движения и в условиях семьи. Так как благодаря этому будет обеспечено разностороннее воздействие на детей, направленное на воспитание у них интереса к данной проблеме. Я использовала разные формы и методы работы с родителями – тематические родительские собрания, беседы, консультации, открытый просмотр игр детей, пропаганду знаний о роли занимательного материала, оформление уголков для родителей, совместное изготовление воспитателями, родителями и детьми игрового, занимательного материала, акции проведенные с детьми. Эту работу я отразила в плане работы с родителями на год.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование представлений о правилах  дорожного движения у детей подготовительной к школе группы, используя игровые технологии.

Гипотеза исследования: формирование представлений о правилах  дорожного движения у дошкольников подготовительной к школе группы будет осуществляться эффективнее, если:

– планирование работы будет носить целенаправленный и систематический характер;

– использовать проблемные игровые технологии и методы, способствующие для ознакомления с правилами дорожного движения у дошкольников;

– при выборе метода учитывать степень сложности формируемого у детей усвоения правил дорожного движения.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

– рассмотреть понятия «игра» и «игровые технологии»;

– изучить игровые приемы по обучению дошкольников с правилами дорожного движения;

– провести диагностику для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения;

– обобщить материал по формированию знаний у детей подготовительной к школе группы о правилах дорожного движения.

Опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы проводилась в детских садах №280 и №316 г. Казани в двух подготовительных к школе группах, в котором участвовало 40 детей подготовительной группы, 20 детей из экспериментальной группы и 20 детей в контрольной группе. Возраст детей от 6 до 7 лет. Игра – это удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии достаточно широко применяются в дошкольном возрасте, поскольку игра является ведущей деятельностью в этот период. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности обучения.. При построении системы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения я  имела в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

– ребенок – пешеход;

– ребенок – пассажир городского транспорта;

— ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, снегокат, ролики). Главная моя задача, как  воспитателя, доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения.

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются именно в игровой форме. Для этих целей мною использовались различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры,  на улице). Экспериментальная часть исследования была разделена на 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Название каждой части опытно-экспериментальной работы отражает проблему, которая была решена и завершена к окончанию определенного периода полностью.

В ходе констатирующего этапа эксперимента проводились игры, в процессе которых изучалось проблемная ситуация на дороге, а также изучение нахождения пути решения из проблемных ситуаций у детей подготовительной к школе группы. На констатирующем этапе эксперимента проводились игры, в процессе которых изучалось проблемная ситуация на дороге, а также изучение нахождения пути решения из проблемных ситуаций у детей подготовительной к школе группы. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Задание №1 – «Что? Где? Когда?»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице, в различных видах транспорта.

Правило: ведущий показывает картинки-ситуации (как правильные, так и неправильные). Дети должны рассказать о правилах перехода на улице, правилах поведения в транспорте, найти, если таковые имеются, нарушения правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Задание №2 – «Законы улиц и дорог»

Цель: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.

Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.

Задание №3 – «Час пик»

Цели: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.

Материалы: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих –«работники», 12 жёлтых – «посетители», 7 розовых – «ситуации»).

Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.

Результаты констатирующего этапа представили в сравнительной диаграмме (рис. 1).

Рис 1. – результат исследования экспериментальной группы с контрольной группой (в сравнении).

Далее мы приступили к формирующему этапу. На этом этапе мы использовали игровые технологии для закрепления  знаний о правилах дорожного движения у детей подготовительной к школе группы. Был разработан проект  «Дети и дорога». Основное время для обучения ПДД было выделено в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности детей.

На контрольном этапе обследования, нами была проведена методика по выявлению уровня сформированности навыков по правилам дорожного движения, она осуществлялась в ходе игровой деятельности по ПДД.

Игра №1 – «Собери дорожные ситуации»

Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.

Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.

(Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали.)

Воспитатель. Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней – что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему?

(Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.)

Игра №2 – «Поставь дорожный знак»

Цель игры: учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса). Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Ход игры

Детям предлагается:

– рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено;

– расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход» и т.д. Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

Игра №3 – «Автошкола»

Цель: закрепить у детей знание правил перехода улиц, важности дорожных знаков.

Материал: игровое поле, фишки, карточки со знаками.

Ход игры: игроки по очереди кидают кубик и двигаются по игровому полю, на желтом круге перед пешеходным переходом необходимо остановиться и передать ход другому участнику маршрута. Остановка нужна для того чтобы пешеход мог сначала посмотреть, налево, а затем направо – не мешает ли транспорт переходить улицу. Тот, кто не остановился на желтом круге и сделал несколько шагов вперед, должен возвратиться на то место, откуда он начал последний ход. Результаты контрольного этапа сравнили и представили в сравнительной диаграмме (рис. 3).

Рис 2. – результат исследования на контрольном этапе.

Сравнительный график  позволяет увидеть изменения в результатах исследования, что показывает положительные тенденции в формировании представлений по правилам дорожного движений у детей подготовительной к школе группы.

Таким образом, наша опытно-экспериментальная работа доказала, что в процессе активного применения игровых технологий при обучении правилам дорожного движения у детей подготовительной к школе группе осуществляются эффективнее при систематическом включении проблемно-ситуативных игр в целостный педагогический процесс. А именно, с помощью игровых технологий дети подготовительной группы лучше усваивают правила дорожного движения.