Проблема чтения в современном мире

Эндже ФАЗЛЫЕВА,

учитель начальных классов гимназии №8-Центра образования Советского района г. Казани.

Главная проблема современного образования – осмысленность чтения. Многие учителя сталкиваются с ней всё чаще. Сегодня ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными. А ведь чтение и работа с информацией занимает ключевое место среди метапредметных учебных действий. Взрослые находят разные причины отсутствия желания читать у детей, потому смысловое чтение останется главной проблемой нашего образования.

«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать». Именно с этих слов Яна Амоса Коменского хочу начать свою статью[1]. Ведь они отражают в себе одну из главных проблем сегодняшней образовательной системы.

В современном мире все чаще говорят о проблеме читательской грамотности. Эта тема стала для меня актуальной,  пока не столкнулась с ней лично. Выпускники моих классов проблем с читательской грамотностью не имели. Да, было сложно посадить детей за книжки но, если они начинали читать увлечённо, их уже было невозможно остановить. В прошлом году я взяла новый класс, и так как большинство времени у нас уходило на обучение чтению и грамоте, всей проблемы не увидели в полной мере. А вот когда уже начался второй год обучения, где нужно было работать с текстом, у нас то и начались проблемы. Так почему же это происходит? А ведь чтение и работа с информацией занимает ключевое место среди метапредметных учебных действий. В поисках ответа на свой вопрос я прочитала много литературы, посмотрела вебинары. Особенно мне понравился сборник лучших практик «Читательская грамотность младшего школьника» под редакцией В. И.Громовой [2]. В сборнике раскрываются темы, которые волнуют педагогов в современном образовании. Он представляет собой ряд статей, посвященных общей проблеме – формированию читательской грамотности. В издание вошли статьи, описывающие опыт формирования читательской грамотности на уроках разных предметов, а также некоторые вопросы анализа текста в связи с обучением школьников различным видам чтения.

Наш мир можно назвать миром гаджетов. Мы не можем ни дня прожить без них. Утром все просыпаются не с обычным будильником, который с вечера заводили… Погоду смотрим только по смартфонам… Чтобы узнать новости, не покупаем газеты… Если хотим приготовить новое блюдо, не ищем в книге рецептов, не записываем в свой блокнотик… Чтобы познакомиться с уроками других учителей, журналы не покупаем… Если нужно подготовить для урока интересные факты, не идём в библиотеку… Вот она – главная проблема!

Сейчас до  меня дошло то, что у нас было счастливое детство. Мы с подругами вели анкеты друзей, родители специально выписывали для нас детские газеты и журналы, часами сидели в библиотеке, так как книжка была интересная, а её нельзя было забирать, писали письма друзьям. Современные дети лишены всего этого. Сегодня ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными [2].

«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» — говорил Френсос Бэкон [3]. Да, действительно, от нас взрослых зависит интеллектуальное будущее наших детей. Я эти слова говорю не как педагог, а как мама. Пока дети маленькие, ничего не потеряно. Мы можем еще исправить ситуацию и эффективность данной работы целиком и полностью зависит от слаженности в работе учителя и родителей.

Важность осмысленного чтения я показала родителям. На очередном собрании  мною было проведено анкетирование среди родителей. Анкета была простая, надо было выполнить обычные задания.

  1. Прочитай все задания.
  2. Напиши своё имя в правом верхнем углу.
  3. Нарисуй треугольник в правом нижнем углу.
  4. Нарисуй круг в левом верхнем углу.
  5. Нарисуй квадрат в левом нижнем углу.
  6. Выполни только пункт 2.

На выполнение заданий я дала минуту. В итоге, из 37 родителей с заданием справились лишь 74%. Остальные родители начали выполнять задания, но потом исправили. Этим экспериментом я им показала, какую большую роль играет осмысленное чтение в процессе обучения. Ведь важно не уметь читать, а понимать то, что читаешь. От осмысленного чтения зависят успехи ребёнка во всех предметных областях – это и решение задачи, и выполнение упражнения по русскому языку, и перевод текста… А ведь с каждым годом их станет только больше. Ученик у которого сформирована читательская грамотность, будет успешен и в сфере образования, и в социуме.

Человек за свою жизнь совершает массу ошибок, многие люди не знают, как относиться к тому, что они сделали не так, особенно если это принесло вред. Бывают глупости, которые потом приводят к тому, что он просто умиляется своей наивности в прошлом. «Человек, который совершил ошибку и не исправил её, совершил ещё одну ошибку,» — говорил Конфуций [4].

Я чувствовала, что эта проблема не обойдет меня, поэтому начала работать над формированием читательской грамотности уже в начале 1 класса. Для своих первоклассников подготовила «Учебно-методическое пособие «Учим звуки и буквы» (из опыта работы по УМК «Перспектива»). Рецензентом является доцент кафедры начального образования ИПиО КФУ, кандидат психологических наук Ч.Р.Громова. Эти методические рекомендации составлены для того, чтобы организовать работу по учебнику «Азбука». Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I классе, так как именно тогда учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Звуковой анализ слов — это сложнейший вид работы. Фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования разных видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма.

Как только закончили «Азбуку», мы с детьми начали читать произведения, а то что читали, фиксировали в «Читательских дневниках», которые ведем и в этом году. Процесс заполнения дневников детям так нравится, что они устраивают соревнования между собой. В дневниках мы указываем автора произведения, главных героев и записываем то, о чем произведение. Во втором классе мы начали учиться определять главную мысль текста. У многих ребят возникает проблема с кратким пересказом.

Для улучшения читательской деятельности, со второго класса я начала вести внеурочное занятие «Скорочтение». Здесь мы больше уделяем время тем детям, у которых проблемы со чтением. Мы с ребятами работаем над развитием межполушарных взаимодействий, над выработкой скорости и темпа правильного осмысленного чтения.  Эта работа проходит в виде игры, поэтому ребята заинтересованы в выполнении заданий разной сложности. Для работы я применяю рабочую тетрадь по «Скорочтению», которую разработала Екатерина Петровна Тихонова.

Так же моим главным помощником в этом деле является платформа «Учи.ру». Как раз здесь я проводила диагностику развития читательской грамотности и определила для себя дальнейшие пути действия. Здесь представлены два интерактивных задания: одно основано на художественном тексте, второе – на научно-познавательном. Задания направлены на проверку следующих групп навыков:

– находить информацию, представленную в явном виде;

– делать простые умозаключения, и прямые выводы на основе прочитанного;

– интегрировать и интерпретировать прочитанное;

– рефлексировать относительно содержания и формы текста.

Благодаря диагностике, можно определить уровни читательской грамотности каждого ученика по художественному и информационному текстам.

Наша сегодняшняя задача – научить любить читать наших учеников, научить понимать прочитанное. «Дети никогда не слушались взрослых, но зато всегда исправно им подражали» — Джеймс Болдуин [5]. Мы только на своём примере можем изменить наше будущее. Взрослые находят разные причины отсутствия желания читать у детей. Смысловое чтение останется главной проблемой нашего образования. Мы не должны забывать, что над формированием читательской грамотности необходимо работать постоянно. Только тогда мы получим плоды нашей работы и уже решим главную проблему современного образования.

Список литературы

  1. 1. https://time365.info/aforizmi/aforizm/37309
  2. Читательская грамотность современного школьника : сборник лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 224 с. ISBN 978-5-9980-0531-2
  3. https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-polzu-chteniya-100-tsitat
  4. https://wikiphile.ru/606-citat-fraz-pro-oshibki/?ysclid=lcnsxz6pbo269423545
  5. https://bbf.ru/quotes/?tag=5804&ysclid=lcnt4qst7p977699760