Проблема чести достоинства нравственного выбора в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

(Урок по русской литературе в 8 классе)

Алла МУХАМАДЕЕВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии № 141 г. Казани

Цель: проследить путь духовного становления Петра Гринева; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов.

Ход урока

  1. I. Краткий пересказ содержания главы «Крепость» и беседа

Учитель. Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено? (Это река Урал. После подавления Пугачевского бунта, в котором принимали участие яицкие казаки, Яик в 1775 году указом императрицы Екатерины II был переименован в Урал. После подавления восстания Пугачева были изменены многие географические называния, чтобы ничто не напоминало о бунте.)

– Как вы думаете, что ответил Гринев «кривому старичку» Ивану Игнатьичу на вопрос: «Вы в каком полку изволили служить?» (Гринев был еще до рождения записан сержантом в Семеновский полк, скорее всего, он так и ответил, умолчав о том, что нигде еще не служил.)

– Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович? (Генерал характеризовал капитана как «доброго и честного человека». Он был уверен, что Петр Гринев будет там «на службе настоящей», научится дисциплине.)

– Каким впервые предстает перед Гриневым (и перед читателем) комендант крепости, капитан Миронов? («Старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате». Конечно, несоответствие ожиданиям (вместо строгости армейских учений почти домашняя обстановка) выглядит комично.)

– Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости? (Героя «взяла тоска»: «И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!». Вместо блестящей офицерской жизни в Петербурге – захолустная деревня, затерянная в бескрайней степи, с избами, крытыми соломой; вместо храброго войска – инвалиды; вместо смертоносного оружия – старенькая, забитая мусором пушка.)

– Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин? (Гринев уже знал, что Швабрин был выслан в крепость за «смертоубийство» — за дуэль. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».)

– Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»? (Маша «не очень понравилась» Гриневу потому, что Швабрин уже успел описать ее «совершенною дурочкою».)

– Дайте комментарий к эпиграфам главы.

  1. II. Беседа по главе IV

Учитель. Кто и почему распоряжается в крепости? (Распоряжается всем, действует от имени своего мужа Василиса Егоровна, капитанша. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как своим домом».)

– Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье? (Добросердечие и простота Мироновых, возможно, напомнили Гриневу о жизни с родителями. В доме капитана он был «принят как родной» и чувствовал себя как в своей семье: «незаметным образом я привязался к доброму семейству». Гринев перестал доверять клевете Швабрина и составил собственное мнение о Мироновых. Комендант оказался необразованным и простым, но честным и добрым человеком. Теми же словами говорил о Миронове генерал, Андрей Карлович, что делает это впечатление достоверным. Маша оказалась «благоразумной и чувствительной девушкой». Все это сделало жизнь Гринева в крепости «не только сносной, но и приятной».)

– Чем занимался Гринев в крепости? (Гринев был произведен в офицеры, но служба его «не отягощала». Он стал читать, в нем «пробудилась охота к литературе»: он переводил и даже сочинял стихи.)

– Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? (Стихи Гринева, конечно же, были слабыми, но искренними, откровенно выражали его чувства. Швабрин издевался не столько над «стишками», сколько над чувствами Гринева.)

III. Выразительное чтение эпизода и его обсуждение

Учитель. Прочитаем выразительно со слов «Я уже сказывал, что я занимался литературой…» до слов «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! – продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, — но послушай дружеского совета: коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками».

– Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным? (Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчет семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин – нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринев раздражал своей открытостью и простотой, тем, что он любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серег. Ссора назревала давно и была неизбежной.)

– Найдите слова, показывающие отношение к дуэли Василисы Егоровны, Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича. (С точки зрения Василисы Егоровны, дуэль это «смертоубийство», «пырять» шпагами – «дурь». Иван Кузьмич справедливо замечает, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле». Иван Игнатьевич считает, что драться на дуэли – значит «заколоть своего ближнего». Савельич сетует, что проклятый «мусье» научил Петрушу «тыкаться железными вертелами да притоптывать». Марья Ивановна уверена, что зачинщик ссоры Швабрин и что затея «резаться» принадлежит ему).

— Как был ранен Гринев? (Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар.)

– Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью? (Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши. Василисе Егоровне Гринев, не называя истинных причин, объяснил, что они со Швабриным поссорились «за песенку». Гринев действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе и в умении драться на шпагах.)

  1. IV. Словарная работа

Учитель. Как вы понимаете слов достоинство, честь, благородство? Уточните по словарям значения этих слов.

Достоинство – сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.

Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности.

Благородство – 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.

  1. V. Беседа по главе V

Учитель. Почему Гринев помирился со Швабриным? (Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника».)

– Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой? (Андрей Петрович решил, что сын ведет себя недостойно, что вместо службы он дерется на дуэлях «с такими же сорванцами», что следует не женить его, а выбить из него «дурь».)

– Как Гринев-отец узнал о похождениях сына? (Гринев «негодовал на Савельича», но оказалось, что отцу донес Швабрин. Раскаяние его оказалось неискренним. Он лишь затаился и опять, как и на дуэли, нанес удар исподтишка, написав отцу своего противника.)

– Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева? (Маша считала, что без благословения родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринева и желает ему счастья, хотя бы с «другой».)

– Как эпиграф к главе V соотносится с характером Маши Мироновой?

– Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»? («Благим» потрясение, повлиявшее на судьбу Гринева, является в том смысле, что оно очистило и возвысило его душу. Гриневу пришлось пройти через многие испытания, многое пережить и понять, повзрослеть.)

  1. VI. Домашнее задание
  2. Перечитать главы VI, VII.
  3. Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования.
  4. Раскрыть роль эпиграфов к VI, VII главам.
  5. Составить словарик устаревших слов и выражений слов с неясным для вас значением; уточнить значение слов по словарю.