Приставка. Значение приставки

(Урок русского языка 3 классе)

Раушания  АФЛЯТУНОВА,

учитель начальных классов средней школы  №4 г. Наб. Челны

Технологическая карта урока

 

Предмет Русский язык
Класс 3
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель Изучение и первичное осознание нового учебного материала.
Задачи 1. Формировать предметное умение: различать предлоги и приставки, определять значение приставок.

2.  Формировать УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу; совместно с учителем составлять план и последовательность действий; давать оценку (осознавать качество усвоения темы) (Регулятивные УУД);

– проводить рефлексию  содержания учебного материала (Познавательные УУД);

– планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определять функции участников) (Коммуникативные УУД)

Оборудование Русский язык.Учебник для 3 класса, 1 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, М.: “Просвещение”, 2016

– приложения 1, 3, 4, 5, 8 – у каждого;

– приложения 2, 6 –на доске;

– приложение 7 – 1 на группу и на доске.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты (предметные) Планируемые результаты (метапредметные)
Стадия «ВЫЗОВ»
1. Формули-рование темы урока – На предыдущих уроках мы учились находить корень, объяснять корневые орфограммы и писать их правильно.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение состава слова.

Предлагаю вам выполнить задание

(Приложение 1 задание № 1)

Организует проверку понимания задания.

– Что предлагается сделать?

Организует проверку.

– Какое было задание?

Найдите в последнем предложении родственные слова. Чем они различаются?

– Как называется эта часть слова?

– Вот об этом мы и поговорим.

–  Тема нашего урока сегодня «Приставка. Значение приставки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно читают задание.

Отвечают на вопросы.

Самостоя-тельно выполняют задание на листочках 1 — 2 мин.

Отвечают на вопросы.

– Приставка

   
2. Выяснение знаний по теме – Давайте вспомним, что мы знаем про приставку.

— Ответьте на вопросы в таблице (Приложение 2).

Фиксирует ответы учеников в колонку таблицы «ЗНАЮ».

Использует технологию развития критического мышления  «Знаю-Хочу узнать-Узнал», таблица на доске.

Отвечают на вопросы.    
3. Постанов-ка проблемы – Предлагаю вам выполнить задание № 2 (Приложение 3).

Организует проверку понимания задания.

– Что предлагается сделать?

— Раскрывая скобки, вы определяете слитно нужно писать или раздельно. На выполнение задания у вас 5 минут.

Организует проверку и фиксирует разное написание:

запечь – за печь

отмыла – от мыла

намели – на мели

– Почему по-разному записали эти слова?

– Обратите внимание, в первом случае за, от, на пишутся слитно, это приставки, а во о случае пишутся раздельно – это предлоги.

– Вы смогли различить, где за, от, на приставка, а где предлог?

 

-Списать, раскрывая скобки.

Выполняют задание в тетради самостоятельно 5 минут.

 

 

Возможно, затруднятся с ответом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не смогли.

   
4. Постанов-ка цели и определе-ние образа результата – Как различить приставку и предлог? —   попробуем найти ответ на этот вопрос.

Это и будет цель нашего урока.

– Выполнив данное задание (Приложение 4, задание №3)  упр. 186, стр.107, мы поймём, научились различать приставки и предлоги или нет.

 

 

Только знакомятся  с заданием.

  Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
5. Определе-ние критериев оценки результата – Оценивать данное задание мы будем по следующим критериям (записаны на желтых листочках)  Приложение 5:

«5» – выполнено без ошибок

«4» – допустили 1 – 2 ошибки

«3» – допустили 3 ошибок

Знакомятся с критериями оценивания задания

 

  Давать оценку (осознавать качество усвоения темы) (Регулятивные УУД).
6. Разработка плана достижения цели Для достижения цели составим план наших действий.

– Сначала ответим на вопрос «Как различить приставку и предлог?»

Записывает первый пункт плана на доске (Приложение 6).

– Когда научимся различать приставки,  нужно вернуться к заданию №2?

– Для чего?

Записывает второй пункт плана на доске (Приложение 6)

– Чтобы научиться правильно употреблять слова с приставками и правильно их писать, определять значение приставок нужно ли нам потренироваться?

– В этом нам помогут задания в учебнике.

Записывает 3-ий пункт плана на доске (Приложение 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Нужно.

– Чтобы проверить и исправить ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Нужно.

 

 

  Совместно с учителем составлять план и последовательность действий (Регулятивные УУД).
Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»
7. Действия по реализации плана 1. – Какую роль выполняют приставки?

– Как пишутся приставки со словами?

Сравните свои ответы на данные вопросы с правилами  на стр. 103 и 107 (Советы Совенка).

Фиксирует ответы на вопросы в колонку «Узнал».

2. – Предлагаю поработать в группах и вставить пропущенные слова в алгоритм, который поможет различить предлог и приставку (Приложение 6).

В заполнении алгоритма вам поможет правило на стр. 107.

– Для выполнения работы у вас 5 мин. Выберите руководителя вашей группы, который будет выслушивать мнения учеников, заполнять алгоритм.

Организует проверку. Прикрепляет составленные алгоритмы на доску.

Организует проверку. Обобщённый алгоритм прикрепляет на доске.

Это 1 пункт плана урока

Переходим на 2 пункт плана.

– Вернёмся к заданию № 2 (Приложение 3). – Что будем делать?

Организует фронтальную работу.

3-й пункт плана урока:

– Для тренировки выполним упражнение (Стр.108, упр.188)

 Организует фронтальную работу.

4. – Итак, мы выполнили уже какие пункты плана? Что сейчас нужно сделать?

5. Организует выполнение самостоятельной работы (Приложение 4).

– Проверим, научились ли мы различать предлог и приставку. Выполним задание № 4. упр. 186, стр.107,

 

Ответы учащихся.

 

Самостоятельно читают правила на стр. 103 и 107 (Советы Совенка), устно отвечают на вопросы.

 

Выбирают руководителя группы, выполняют задание. В группе 4 человека.

Руководители прикрепляют составленные алгоритмы на доску.

 

– Проверим, правильно ли выполнили задание № 2, исправим ошибки.

По одному ученику проговаривая алгоритм, у доски выполняют проверку.

По одному ученику проговаривая алгоритм, у доски выполняют часть задания.

 

 

Выполнить самостоятельную работу, задание №4

Читают стр. 107. Упр.186

Отвечают на вопросы

Выполняют задание, используя алгоритм.

 

 

 

 

 

 

Различать приставку и предлог; писать приставку со словами слитно

 

 

 

Различать приставку и предлог; писать приставку со словами слитно

 

 

 

Различать приставку и предлог; писать приставку со словами слитно

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместно с учителем составлять план и последовательность действий (Регулятивные УУД).

Планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определять функции участников) (Коммуникативные УУД).

 

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»
8 Фиксация результата, оценивание по критериям Организует проверку выполнения самостоятельной работы (Приложение 4), исправление ошибок, оценивание по критериям. Критерии оценивания (Приложение 5) Проверяют работу, исправляют ошибки, оценивают по критериям.   Давать оценку (осознавать качество усвоения темы) (Регулятивные УУД).
9. Рефлексия – Какую цель ставили на уроке?

 

 

– Продолжите предложения (записаны на доске):

– Сегодня на уроке я узнал …

– Теперь я умею…

– Мне захотелось …

– Как различить приставку и предлог?

 

 

 

 

 

Желающие проговарива-ют вслух.

– Сегодня на уроке я узнал…

Учащиеся научатся находить различие в написании приставок и предлогов. Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

Проводить рефлексию содержания учебного материала (Познавательные УУД).

10. Перспектива. Постанов-ка домашнего задания – Были у нас ошибки при выполнении самостоятельной работы?

– Нужно нам ещё тренироваться правильно употреблять слова с приставками и правильно их писать?

– Этим мы и будем заниматься на следующем уроке.

– А дома вам предлагаю выполнить упр.182, стр.105. Это задание для всех. А кто хочет получить дополнительную «пятёрку», должен составить предложения с каждым словосочетанием.

— Оценивать домашнее задание будем так … (Приложение 5).

– Были.

 

 

 

 

– Нужно.

Активизиро-вать и расширить знания учащихся о приставке как части слова, определять значение приставок, ввести правило написания приставок и предлогов. Осуществлять пошаговый контроль по результату; давать оценку (осознавать качество усвоения темы)  (Регулятивные УУД).

 

Приложение 1.

Задание № 1. Прочитайте начало текста. Дополните последнее предложение своими словами.

Канарейка.

У нас дома жила канарейка. Она хорошо пела и радовала всю нашу семью. Но я забыл закрыть дверцу клетки. Канарейка вылетела …, перелетела … и   улетела.

Приложение 2. Таблица ТРКМ

 

  ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Какую роль выполняют приставки?      
Как пишутся приставки со словами?

 

 

 

Приложение 3.

Задание № 2.  Списать, раскрывая скобки.

Решили лисы кролика (за)печь,

А кролик из духовки прыг (за) печь.

Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б (от)мыла.

Сугробы снега вьюги (на)мели,

И грузовик, как баржа, (на) мели.

Приложение 4. Упр. 186, стр.107

Спишите предложения, раскрывая скобки. Перед каждым существительным с предлогом запишите вопрос. Выделите приставки.

Я (за) бежал (за) товарищем.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Котйнок (с) прыгнул (с) дерева.

Подруги быстро (до) шли (до) школы.

Своего щенка Дарья (на) шла (на) улице.

 

Приложение 5.

Критерии оценивания

«5» – выполнено без ошибок

«4» – допустили 1-2 ошибки

«3» — допустили 3 ошибки

Приложение 6.

         План:

  1. 1. Как различить приставку и предлог?
  2. Вернуться к заданию № 2, проверить и исправить ошибки.
  3. Тренироваться в написании слов с приставками и определять значение приставок

Приложение 7. Алгоритм

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ПРИСТАВКАМИ И ПРЕДЛОГАМИ (Готовый алгоритм)

 

Прочитать словосочетание (предложение)
Выделяю слово со скобками (приставка или предлог)
Между (_) и словом  ставлю вопрос
Найден вопрос
Нет
Да
Пишу раздельно

Предлог

Пишу слитно

Приставка

 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ПРИСТАВКАМИ И ПРЕДЛОГАМИ (Раздается  группам)

Прочитать словосочетание (предложение)
Выделяю слово со скобками (приставка или предлог)
Между (_) и …..  ставлю вопрос
Найден вопрос
 
 
Пишу раздельно

Предлог

Пишу слитно

Приставка