Природные зоны России. Пустыни

 

(Урок по окружающему миру в 4 классе)

Гузель ШАЙМАРДАНОВА,

учитель начальных классов гимназии №183 г. Казани

Форма проведения: урок-деловая игра.

Тип урока:знакомство с новым материалом.

Цели:

– создавать условия для формирования у учащихся представления о природной зоне России. Пустыни.  Научить описывать на основе предложенного плана географическое положение  зоны пустынь, растительный и животный мир этой зоны, использовать карту для описания природной зоны;

– развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, систематизировать знания, умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе;

– воспитывать интерес к предмету, потребность к самостоятельному выбору решения, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать культуру общения.

Формируемые УУД:

личностные:

— признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

– ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

регулятивные:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

познавательные:

– осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты;

– строить сообщения в устной форме;

коммуникативные:

– сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

метапредметные:

– развивать умение формулировать цели своей деятельности;

– развивать умение строить речевые высказывания в устной форме;

– развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

– развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как  анализ и синтез;

– развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

Оборудование: учебник (Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс), видеосюжет о зоне пустынь https://youtu.be/_VJa0xlGYxw

Ход урока

  1. I. Организационный момент

– Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок, где мы с вами будем исследовать, рассуждать и добывать нам нужную информацию. Поэтому пожелаем друг другу и себе хорошей плодотворной работы.

  1. II. Актуализация знаний

– Перед тем как начать наш урок мы должны убедиться, что знаний, которые вы получили на предыдущих уроках достаточно и вы хорошо усвоили учебный материал. Для этого я вам предлагаю поиграть в игру «Верю-не верю». (Проверка на слайдах)

1.Верите ли вы, что равнина, поросшая деревьями и кустарниками – это степь? (Нет, степь – это равнина, поросшая травянистой растительностью.)

  1. Верите ли вы, что степная зона расположена между тундрой и тайгой?

(Нет, степная зона расположена южнее смешанных и широколиственных лесов.)

  1. Верите ли вы, что в степной зоне лето тёплое и сухое? (Да.)
  2. Верите ли вы, что распашка земель и охота вредят природе степи? (Да.)
  3. Верите ли вы, что цвет окраски большинства животных степи чёрная? (Нет, большинство животных степи имеют коричневый цвет.)
  4. Верите ли вы, что самая крупная птица степной зоны – это дрофа, а самая мелкая – жаворонок? (Да.)

– Вы – молодцы, ребята! Смогли правильно ответить на все вопросы.

– Какой природной зоне мы дали краткую характеристику? (Степной зоне.)

– Правильно, ребята! И я убедилась в том, что знаний у вас достаточно для того, чтобы продолжить наш урок.

III. Целеполагание

– Сегодня перед нами раскроет свои секреты ещё одна природная зона, о которой нам предстоит узнать на уроке.

– Вы, наверное, уже догадываетесь природу какой зоны мы будем сегодня изучать? А чтобы вы точно ответили на мой вопрос, посмотрите на экран и прочитайте сообщение путешественников.

– Ребята, как вы думаете, где оказались наши путешественники? (В пустыне; там, где много песка.)

– Почему так решили? (Потому что там пусто и много песка)

– Правильно угадали! Пустыня – это природная зона, где очень сухой и жаркий климат с песчаной или глинистой поверхностью.

– Ребята, если вы внимательно прочитали текст, то там было написано, что кругом пусто и много песка. Как вы думаете, действительно ли пусто в пустыне? И на этот основной вопрос мы с вами будем искать на нашем предстоящем уроке.

  1. IV. Изучение нового материала

– Итак, ребята, для изучения природной зоны пустыни сегодня мы с вами будем работать в издательстве, которое называется «Узнавай-ка».

– Что такое издательство?

– Почему же мы сегодня работаем в издательстве? (Высказывания детей: будем издавать, учебники, книги и т.д.)

– Да, ребята, мы сегодня изготовим необычное учебное пособие, которое называется «Лэпбук», в переводе с английского языка означает «книга на коленях». В нашем случае, это папка, где много карманчиков и деталей, которые отгибаются и закрываются (показываю образец). Папка содержит следующие разделы: 1. На карте. 2. Климат и природа. 3. Виды растений.4. Виды животных. 5. Интересные факты. 6. Экологические проблемы.

– Давайте вместе определим, кто же может работать в издательстве?

 (Директор, ответственный за выпуск издания, редакторы, корректоры, художники, научный сотрудник, менеджер и т.д.)

– Директором нашего издательства буду я, вы, наверное, уже догадались и

для дальнейшей работы предлагаю вам разделиться в информационные отделы, определить ответственного за выпуск издания, распределить другие специальности по своим интересам и взять соответствующие бейджики. (Определяют ответственного и распределяют обязанности.)

– Итак, как же мы с вами будем создавать наш лэпбук? Я сейчас вам кратко объясню этапы работы и обязанности работников.

У каждого информационного отдела на столах есть макет лэпбука. А так  же  учебник, деформированные тексты , картинки с изображениями растений и животных, условные обозначения, энциклопедии и ноутбук. Пользуясь всем выше перечисленным справочным материалом вы сможете найти нужную для вас информацию, изучить её и подготовить к изданию наше учебное пособие.

В чём заключается обязанности работников каждого отдела, слушайте внимательно: ответственный за выпуск издания следит за всей работой отдела, корректоры работают над исправлением деформированного текста, научные сотрудники, пользуясь ноутбуком из сети интернет добывают интересные факты о пустынях, редакторы готовят полученное издание к презентации и ответственный специалист презентует лэпбук.

– Перед тем, как начать нашу работу, хочу напомнить вам о правилах групповой работы.

Правила:

  1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда.
  2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
  3. Не бойся высказывать своё мнение.
  4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
  5. Будьте внимательны друг к другу.

– Приступаем к работе. Для выполнения данной работы выделяю 10 минут.

–Какой информационный отдел готов к презентации своего учебного пособия?

– Итак, начинаем. Каждый отдел нам раскроет по одному разделу.

  1. V. Закрепление. Презентация работ

– Молодцы! Вы смогли издать необычное учебное пособие, по которому можно дать краткую характеристику природной зоне пустынь.

— Ребята, скажите, полученные на сегодняшнем уроке знания вы сможете применить в жизни? В каких случаях?

–Если мы отправимся в путешествие в пустыню, то мы будем знать, что там очень жарко и всегда при себе нужно держать воду и головной убор.

– Много интересного узнали о необычных растениях и удивительных животных природной зоны пустынь. Если встретим их в зоопарках и ботанических садах нашего города, то сможем рассказать про них своим родным и близким.

– Можем участвовать в акциях по охране окружающей среды, в частности по сохранению исчезающих редких видов животных и растений пустыни.