Природные зоны России. Пустыни
(Урок по окружающему миру в 4 классе)
Гузель ШАЙМАРДАНОВА,
учитель начальных классов гимназии №183 г. Казани
Форма проведения: урок-деловая игра.
Тип урока:знакомство с новым материалом.
Цели:
– создавать условия для формирования у учащихся представления о природной зоне России. Пустыни. Научить описывать на основе предложенного плана географическое положение зоны пустынь, растительный и животный мир этой зоны, использовать карту для описания природной зоны;
– развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, систематизировать знания, умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе;
– воспитывать интерес к предмету, потребность к самостоятельному выбору решения, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать культуру общения.
Формируемые УУД:
личностные:
— признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;
– ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;
регулятивные:
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;
– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
познавательные:
– осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты;
– строить сообщения в устной форме;
коммуникативные:
– сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;
– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
метапредметные:
– развивать умение формулировать цели своей деятельности;
– развивать умение строить речевые высказывания в устной форме;
– развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
– развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
– развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
Оборудование: учебник (Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс), видеосюжет о зоне пустынь https://youtu.be/_VJa0xlGYxw
Ход урока
- I. Организационный момент
– Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок, где мы с вами будем исследовать, рассуждать и добывать нам нужную информацию. Поэтому пожелаем друг другу и себе хорошей плодотворной работы.
- II. Актуализация знаний
– Перед тем как начать наш урок мы должны убедиться, что знаний, которые вы получили на предыдущих уроках достаточно и вы хорошо усвоили учебный материал. Для этого я вам предлагаю поиграть в игру «Верю-не верю». (Проверка на слайдах)
1.Верите ли вы, что равнина, поросшая деревьями и кустарниками – это степь? (Нет, степь – это равнина, поросшая травянистой растительностью.)
- Верите ли вы, что степная зона расположена между тундрой и тайгой?
(Нет, степная зона расположена южнее смешанных и широколиственных лесов.)
- Верите ли вы, что в степной зоне лето тёплое и сухое? (Да.)
- Верите ли вы, что распашка земель и охота вредят природе степи? (Да.)
- Верите ли вы, что цвет окраски большинства животных степи чёрная? (Нет, большинство животных степи имеют коричневый цвет.)
- Верите ли вы, что самая крупная птица степной зоны – это дрофа, а самая мелкая – жаворонок? (Да.)
– Вы – молодцы, ребята! Смогли правильно ответить на все вопросы.
– Какой природной зоне мы дали краткую характеристику? (Степной зоне.)
– Правильно, ребята! И я убедилась в том, что знаний у вас достаточно для того, чтобы продолжить наш урок.
III. Целеполагание
– Сегодня перед нами раскроет свои секреты ещё одна природная зона, о которой нам предстоит узнать на уроке.
– Вы, наверное, уже догадываетесь природу какой зоны мы будем сегодня изучать? А чтобы вы точно ответили на мой вопрос, посмотрите на экран и прочитайте сообщение путешественников.
– Ребята, как вы думаете, где оказались наши путешественники? (В пустыне; там, где много песка.)
– Почему так решили? (Потому что там пусто и много песка)
– Правильно угадали! Пустыня – это природная зона, где очень сухой и жаркий климат с песчаной или глинистой поверхностью.
– Ребята, если вы внимательно прочитали текст, то там было написано, что кругом пусто и много песка. Как вы думаете, действительно ли пусто в пустыне? И на этот основной вопрос мы с вами будем искать на нашем предстоящем уроке.
- IV. Изучение нового материала
– Итак, ребята, для изучения природной зоны пустыни сегодня мы с вами будем работать в издательстве, которое называется «Узнавай-ка».
– Что такое издательство?
– Почему же мы сегодня работаем в издательстве? (Высказывания детей: будем издавать, учебники, книги и т.д.)
– Да, ребята, мы сегодня изготовим необычное учебное пособие, которое называется «Лэпбук», в переводе с английского языка означает «книга на коленях». В нашем случае, это папка, где много карманчиков и деталей, которые отгибаются и закрываются (показываю образец). Папка содержит следующие разделы: 1. На карте. 2. Климат и природа. 3. Виды растений.4. Виды животных. 5. Интересные факты. 6. Экологические проблемы.
– Давайте вместе определим, кто же может работать в издательстве?
(Директор, ответственный за выпуск издания, редакторы, корректоры, художники, научный сотрудник, менеджер и т.д.)
– Директором нашего издательства буду я, вы, наверное, уже догадались и
для дальнейшей работы предлагаю вам разделиться в информационные отделы, определить ответственного за выпуск издания, распределить другие специальности по своим интересам и взять соответствующие бейджики. (Определяют ответственного и распределяют обязанности.)
– Итак, как же мы с вами будем создавать наш лэпбук? Я сейчас вам кратко объясню этапы работы и обязанности работников.
У каждого информационного отдела на столах есть макет лэпбука. А так же учебник, деформированные тексты , картинки с изображениями растений и животных, условные обозначения, энциклопедии и ноутбук. Пользуясь всем выше перечисленным справочным материалом вы сможете найти нужную для вас информацию, изучить её и подготовить к изданию наше учебное пособие.
В чём заключается обязанности работников каждого отдела, слушайте внимательно: ответственный за выпуск издания следит за всей работой отдела, корректоры работают над исправлением деформированного текста, научные сотрудники, пользуясь ноутбуком из сети интернет добывают интересные факты о пустынях, редакторы готовят полученное издание к презентации и ответственный специалист презентует лэпбук.
– Перед тем, как начать нашу работу, хочу напомнить вам о правилах групповой работы.
Правила:
- Работай в группе дружно, помни – вы одна команда.
- Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
- Не бойся высказывать своё мнение.
- Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
- Будьте внимательны друг к другу.
– Приступаем к работе. Для выполнения данной работы выделяю 10 минут.
–Какой информационный отдел готов к презентации своего учебного пособия?
– Итак, начинаем. Каждый отдел нам раскроет по одному разделу.
- V. Закрепление. Презентация работ
– Молодцы! Вы смогли издать необычное учебное пособие, по которому можно дать краткую характеристику природной зоне пустынь.
— Ребята, скажите, полученные на сегодняшнем уроке знания вы сможете применить в жизни? В каких случаях?
–Если мы отправимся в путешествие в пустыню, то мы будем знать, что там очень жарко и всегда при себе нужно держать воду и головной убор.
– Много интересного узнали о необычных растениях и удивительных животных природной зоны пустынь. Если встретим их в зоопарках и ботанических садах нашего города, то сможем рассказать про них своим родным и близким.
– Можем участвовать в акциях по охране окружающей среды, в частности по сохранению исчезающих редких видов животных и растений пустыни.