Природа Татарстана. Полезные ископаемые

Наталья ХЛОПУШИНА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 28 г. Казани

Алена ДУШИНА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 28 г. Казани

Цель: углубление знаний о природе и полезных ископаемых Республики Татарстан.

Задачи:

обучающие:

– ознакомление с полезными ископаемыми (нефть, глина, гранит, гипс);

– углубленное ознакомление с таким полезным ископаемым, как гипс;

– расширение знаний о рациональном использовании природных ресурсов в быту;

коррекционно-развивающие:

– развитие мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

– воспитание умений работать в коллективе и самостоятельно;

– содействие развитию связной речи, обогащение словарного запаса (полезные ископаемые, нефть, глина, гранит, гипс);

воспитательные:

– воспитание экологически грамотного поведения в быту и природе;

– воспитание бережного отношения к природе, чувства гордости за природное богатство своей малой Родины.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: презентация «Полезные ископаемые Республики Татарстан»,

схемы выполнения эксперимента для каждого ребенка, контейнеры для смешивания гипса, стаканчики с водой, гипс порошковый, палочки-стеки, формочки для изготовления фигурок из гипса, фартуки, клеенки.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Добрый день, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в круг «Дружбы». Давайте возьмемся за руки и сделаем большой сплоченный круг. Ребята, а кто скажет как называется страна, в который мы живем? (Ответы детей.) Правильно, могучая, великая страна – Россия. А в какой республике мы живем? (Ответы детей.) Правильно, мы с вами проживаем в Республике Татарстан. Давайте встанем сплоченней в круг, плечом к плечу. Это наша дружная малая Родина. Знаете ли вы, чем богата природа нашей республики?

Дети. Реки, озера, леса, животные…

Воспитатель. А знаете ли вы, что такое полезные ископаемые? (Ответы детей.) Почему они полезные? Почему ископаемые? (Ответы детей.) Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно. А хотите узнать поподробнее о них? Давайте мы с вами посмотрим на наш волшебный экран. (На экране появляется картинка с изображением нефти.)

Воспитатель.

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это?

Дети. Нефть.

Воспитатель. Нефть – это важное полезное ископаемое. Как вы думаете, где используют нефть?

Воспитатель. Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Из переработанной нефти делают бензин для  транспорта.

  1. Изображение глины.

Загадка

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Воспитатель. Глина является очень распространённой горной породой.  Глина широко распространена в природе, залегает на небольшой глубине.

Как вы думаете, где используют глину? (Ответы детей.)

Воспитатель. Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. В сельском хозяйстве из глины делают печи, кувшины  и т.д.

  1. Изображение гранита.

Загадка

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Воспитатель. Гранит – полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Как вы думаете, где используют гранит? (Ответы детей.)

Воспитатель. Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу. Этот камень поразительно устойчив.

А сейчас, посмотрите, пожалуйста, какое полезное ископаемое вы видите? (Ответы детей.) Ребята, это полезное ископаемое называется гипс. Наверное. все слышали о нем? Скажите пожалуйста, где применяют гипс?  Правильно в медицинских целях, в строительных и в живописи. Гипсовыми изделиями украшали здания ещё в давние-давние времена, это бордюры, орнаменты, колонны.

Давайте, сначала внимательно рассмотрим сам гипсовый камень и гипс. Обратите внимание на камень. Какого он цвета? На что похож? Какой он по весу? Твёрдости, рассыпчатости? Имеет ли запах? Как ведёт себя с водой?  Пробуем опустить гипсовый камень в воду.

А теперь, давайте, исследуем гипс и ответим на эти же вопросы.

И так, ребята, гипс при соединении с водой, твердеет, но до полного затвердевания ему можно придать любую форму. Именно это свойство и используют скульпторы для создания своих шедевров. (Показать детям фото.)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише-тише

Деревцо все выше-выше.

Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатель. А сейчас, я предлагаю вам побыть в роли мастеров по заливке форм из гипса. Давайте мы с вами пройдем в нашу творческую лабораторию. Оденем фартучки. Присаживайтесь.

Посмотрите пожалуйста, перед каждым из вас на столе лежат схемы-помощники, с помощью которых вам будет легко изготовить свои маленькие шедевры. Расскажите пожалуйста, что вы видите на схеме. (Ответы детей.) Молодцы. У каждого ли есть те предметы, которые указаны в схемах? Посмотрите пожалуйста (ответы детей). Замечательно. Но прежде, чем приступить, давайте вспомним правила безопасности. (Внимательно слушать воспитателя, не шуметь и не ходить во время экспериментов, не мешать другому, выполнять задания только после того, как воспитатель объяснит последовательность эксперимента.)

Тогда давайте приступим. Посмотрите на ваши схемы-помощники. Что мы берем в первую очередь?

Дети. Контейнер.

Воспитатель. Затем берем мерные ложки и гипс. Сколько ложек гипса нам надо положить в контейнер? (Ответы детей.) Хорошо. Далее что нам надо добавить? Правильно две ложки воды. Замешиваем все палочкой. И выкладываем в ваши формочки. Возьмите пожалуйста палочки и уберите лишний гипс с формочек. Молодцы. У нас получились полные формочки гипса. Мы с вами знаем, что гипс имеет свойство быстро застывать. Но все же понадобится какое то время, мы с вами понаблюдаем за ними.  Как только они затвердеют, их можно будет перевернуть и вынуть из формочек.

Итак, ребята, про какое полезное ископаемое вы сегодня узнали?

Дети. Про гипс.

Воспитатель. Правильно, гипс. Какие свойства гипса?

Дети. Рыхлый, белый, без запаха, в воде твердеет.

Воспитатель. Где он применятся?

Дети. В строительстве, медицине, живописи.

Воспитатель. Молодцы. Ребята, как вы считаете, вы справились сегодня с заданиями?

Ребята, я вам очень благодарна за интересное, познавательное совместное занятие. Вам большое спасибо.