Природа – источник жизни

(Внеклассное мероприятие для учащихся 1 – 2 классов)

 

Эльвира ЗАЙНУТДИНОВА,

учитель музыки инженерно-технологического лицея г. Елабуги

(Звучит песня «Давайте сохраним» (муз. А. Черного, сл. Н.Старшинова.)

 

Ведущий. Ребята, о чём эта песня? (Ответы детей.)

– Как вы думаете, о чём будет наше мероприятие? (Ответы детей.)

– Мы сегодня поговорим о том, что природа – главный источник жизни. Природа дает нам воздух, воду, ресурсы. Человек неосознанно губит ее, вырубая леса, загрязняя воду и воздух.

Всемирный день окружающей среды был учрежден ООН 15 декабря 1972 года. Тогда же на Стокгольмской конференции в Швеции установили и дату ежегодного празднования – 5 июня. За последние годы этот день превратился в глобальную экологическую информационную платформу для всей мировой общественности. Его отмечают миллионы людей в разных странах. Главная цель праздника – привлечь внимание к проблемам окружающей среды и стимулировать активность по её охране.

У кого из вас есть домашние животные? Поднимите руку. У каждого человека есть любимый питомец, но из всех домашних животных собака считается самым преданным и верным существом для человека. Кто считает себя знатоком пород собак? Решите ребусы и, возможно, вы узнаете породу, которую ещё не знали. (От каждой команды выходят по три желающих.)

 

Ответы: борзая, бульдог.

 

Ответы: мопс, овчарка.

Ведущий. Вы замечательно справились с заданием и сейчас послушаем песню Владимира Комарова и Михаила Либина «Человек – собаке друг».

– Ребята, о чём эта песня? Что хотел сказать автор песни? (Ответы детей.)

Ведущий. И животные, и растения — мир живой природы, а мы – часть его. «Охранять природу — значит охранять Родину», — сказал известный писатель М. М. Пришвин. Давайте вместе будем беречь, охранять и сохранять всё живое вокруг нас.

Чтец. (На природе (Ольга Фокина, Усть-Илимск)

У меня есть друг – Тотошка!

Я его не обижаю,

Поиграем с ним немножко,

Нет его – и я скучаю!

Обнимает нас с Тотошкой

Солнышко лучами!

Соберём цветы в лукошко,

Принесём их маме!

Птички песенки поют,

И цветы в траве растут!

Ведь всему живому

Нужно чтоб любили!

Ну и чтобы дома

Мама с папой были!

Гнёзда птиц не трону я,

Чтоб не испугались,

Не покинули гнезда,

С мамой не расстались.

Муравейник и нору

Я не потревожу,

Там ведь жители живут,

Помешать мы можем.

Мы с природой как семья

И беречь всё надо!

Будут радовать тогда

Небо, солнце, травы!

Ведущий. Какие правила поведения на природе вы услышали в этом стихотворении? (Ответы детей.)

– А кто из вас знает пословицы о природе?

Учащиеся.

– Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.

– Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.

– Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Ведущий. О чём эти пословицы? Как вы их понимаете?

– Ребята, многие из вас бывают на природе с друзьями или с семьёй и, наверняка слышали голоса птиц.

Следующее задание: угадайте голос какой птицы звучит. (Звучит фонограмма со звучанием голосов птиц.)

Ведущий. Используя природные звуки, ритмы и пропуская знакомые образы через своё видение и восприятие, многие композиторы создали эмоционально насыщенные композиции, которые в своей естественной простоте и искренности вызывают отклик в каждом сердце слушателя. Следующее задание будет немного сложнее: по звучанию музыки угадать какую птицу изобразил композитор в своём произведении.

Звучат произведения

М.Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов»

М.Равель. «Печальные птицы»

П.И.Чайковский «Песня жаворонка»

Ж.Рамо. «Перекликание птиц»

К.Сен-Санс. «Лебедь»

Л.Дакен. «Кукушка»

Алябьев. «Соловей»

М.Глинка. «Жаворонок»

Э.Григ. «Птичка»

О.Мессиан «Каталог птиц» Серый кулик

Чтец.

В природе столько красоты!

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь.

(В.Чижов)

Ведущий. Ребята, что вы запомнили с сегодняшнего мероприятия? Как необходимо вести себя на природе? Что может сделать каждый человек, чтобы сберечь красоту природы?

Домашнее задание. Изготовить памятки по правилам поведения на природе.