Приобщение обучающихся начальной школы к театральному искусству

№ 109

Альбина ИБНЕЕВА,

учитель начальных классов средней школы № 184 с углубленным изучением отдельных предметов им. М.И.Махмутова г.Казани

Лилия РАХИМЗЯНОВА,

учитель начальных классов средней школы № 184 с углубленным изучением отдельных предметов им. М.И.Махмутова г.Казани

   Театр может сотворить с человеком чудо.

Он вдруг начинает понимать те вещи,

которых раньше не понимал.

Искусство театра меняет характер.

Верико Анджапаридзе

 «Я думаю, что в театре очень красиво. Наверно, там очень интересно. Но я точно не знаю, потому что никогда там не был».  Несколько лет назад меня буквально потрясли эти строки из сочинения ученика начальной школы, вполне благополучного ребенка из вполне благополучной семьи.

 В наше время распространения гаджетов, когда даже балет «Лебединое озеро» можно посмотреть в формате 3D, театральное искусство нередко утрачивает свою былую популярность. Хочется переломить эту тенденцию, хотя бы относительно собственных учеников. Ведь никакие гаджеты не смогут передать неповторимую атмосферу театра, заменить контакт, устанавливающийся между актерами, играющими на сцене, и зрителями в зале.

 Во многом в приобщении обучающихся начальных классов к театральному искусству нам помогает  по системе «Перспектива». Уже в «Азбуке» уделяется большое внимание инсценированию, даются задания разыграть по ролям определённые сценки из сказок, по-разному имитируя голоса литературных героев. Один разворот книги полностью посвящен разновидностям театра: драматическому, оперному, настольному, театру зверей, театру кукол — марионеток, балаганчику, оперетте, театру теней.

В «Культурном дневнике первоклассника», предназначенном для учеников начальной школы, изображены здания театров города Казани и Республики Татарстан.

С учениками 1 класса мы посещаем спектакль в Театре кукол, обмениваемся впечатлениями, устраиваем конкурс рисунков. Когда дети становятся постарше, с ними уже можно вместе изучить и обсудить театральную афишу, поговорить о том, представители каких профессий работают в театре. (В  современном театре в создании  спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители. Класс делится на группы, каждая группа получает задание узнать о том, чем занимаются представители той или иной театральной профессии. В дальнейшем, при посещении театра, каждая группа будет особо внимательно наблюдать за работой представителей «своей» профессии. Впоследствии ребята из разных групп дополнят наблюдения друг друга.

Мы выбираем для просмотра весёлый детский спектакль «Когда я был маленьким» по пьесе К. Драгунской в постановке учебного театра Казанского театрального училища. В фойе театра у детей появляется возможность более детально познакомиться с работой бутафоров, разглядеть и даже потрогать копии известных скульптур, изготовленные из папье-маше. А в дальнейшем дети обменяются своими впечатлениями о работе костюмеров , гримеров и представителей других театральных профессий.

На уроках литературного чтения детям очень нравится читать по ролям, передавая голосом и интонациями особенности характера героя книги. А в четвертом классе обучающимся предстоит познакомиться с пьесой «Синяя птица» Мориса Метерлинка. Дети на практике получат возможность познакомиться с такими понятиями, как ремарка, мизансцена. Возможно, у детей появится желание попробовать себя в роли режиссеров или сценаристов.

 Учителя старших классов тоже часто организуют совместные походы в театры города, тем более  что на сцене нередко можно увидеть постановки по пьесам классиков российской литературы, изучаемым на уроках.

Даже если нам не удастся сделать из наших учеников истинных театралов, надеюсь, что общими усилиями мы сможем привить своим обучающимся любовь к театру.