Применение современных информационных технологий в коррекционной работе в детском саду
№ 129
Лилия КАМАЛОВА,
учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №214 г. Казани
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста.
Необходимость её решения определяется:
во-первых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте;
во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
ИКТ в образовании – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.
Использование ИКТ на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНа:
– использование новых моделей компьютер;
– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5 – 10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
– проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд, включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Рассмотрим два основных направления использования компьютера учителем – логопедом:
– компьютер используется для ведения логопедической документации, обработки информации;
– использование компьютера в процессе коррекционной работы.
Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил.
Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в логопедической работе. Часто одного опыта владения методикой коррекции речи и желания логопеда не достаточно для успешного логопедического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства.
Компьютер помогает в:
– развитии фонематического слуха;
– развитии слоговой структуры слова;
– развитии грамматического строя речи;
– обогащении словарного запаса;
– развитии связной речи;
– автоматизации поставленных звуков;
– при обследовании речи детей.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта и речи, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук.
Используя в своей деятельности ИКТ с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, логопед при этом решает следующие задачи:
– повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;
– формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;
– адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;
– положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.
Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
Таким образом, цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса:
– повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе;
– активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно-моторной координации, познавательной активности.
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:
– индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;
– повышать интерес к обучению (мотивация);
– осуществлять дифференцированный подход;
– активизировать познавательную деятельность детей;
– эффективно отрабатывать навыки чтения;
– формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы:
– при объяснении (введении) нового материала;
– при закреплении;
– при повторении;
– при обобщении.
При подготовке и проведении занятий логопед использует электронные ресурсы учебного назначения:
– презентации;
– ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды;
– тестовые оболочки;
– ресурсы Интернета;
– развивающие flash-игры при обследовании.
Еще К.Д.Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов. Таким образом, презентация:
– быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
– вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
– усиливает воздействие выступления.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ
Артикуляционная гимнастика.
При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Для работы над звукопроизносительным компонентом речи можно использовать программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007).
Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).
Фонематические процессы
У детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», «Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008) созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».
Подготовка к обучению грамоте
Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («Студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.
Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайтах «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», портал «Солнышко».
Таким образом, ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения;
Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.