Применение нейропсихологических технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях детского сада
Алена ХИТЦОВА,
педагог-психолог детского сада «Росток» жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево Пестречинского района
Любая психическая деятельность человека является сложной функциональной системой, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение этой функциональной системы.
В растущем детском мозге не все структуры и центры созревают одновременно и у каждого ребенка свои темпы развития, одни структуры созревают раньше, другие позднее. У детей с ОВЗ созревание тех или иных областей мозга в разной степени задерживается либо встает необходимость компенсации нарушенных структур. Следовательно, коррекционная работа, направленная на развитие ВПФ, должна основываться на методах нейропсихологической стимуляции различных зон головного мозга.
В последнее время всё чаще одной из широко обсуждаемых проблем практической детской нейропсихологии является роль «мозжечковой стимуляции» в психическом развитии детей. Мозжечок еще называют «малый мозг», так как он связан нейронными путями со всеми отделами коры головного мозга. Обеспечивает равновесие и мышечный тонус, контролирует навыки мелкой моторики, координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, обеспечивает все движения человека (артикуляционного аппарата, движение глаз, пальцев и т.д.)
Работа мозжечка влияет также на психические процессы, такие как регуляция внимания, поведения, эмоций. Регулирует скорость, согласованность и последовательность протекания ВПФ. Мозжечок перерабатывает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и определяет скорость его работы в целом. «Мозжечковая стимуляция» как зарядка для мозга, помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для коррекционной работы. Цель «мозжечковой стимуляции» — научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, концентрацию внимания, память, восприятие.
В работе по «мозжечковой стимуляции» мы будем использовать тренажеры баланса. Все занятие на балансирах мы строим на телесно-ориентированном подходе при сопровождении инструктора по физической культуре. У детей с ОВЗ часто наблюдается неловкость, не точность движений, двигательная расторможённость. Это говорит о том, что у детей присутствует физическая дисфункция и ее нужно корректировать. Упражнения на балансирах помимо мозжечковой стимуляции на занятиях по физической культуре решают такие задачи как:
– способствует развитию координации, опорно-двигательного аппарата;
– улучшают осанку;
– развивают гибкость и ловкость;
– улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы.
Способность ребёнка контролировать свое поведение, свои телесные проявления, есть важный момент его социализации. Здесь прослеживается и взаимосвязь с формированием основных психических процессов. Ребёнок учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, взаимодействуя с окружающим миром, усваивая приёмы самоконтроля.
Элементы массажа и самомассажа также является телесно-ориентированными практиками. На занятиях мы активно используем различные массажёры, в частности шарики «су-джок». Раскачиваясь на балансире и массажируя ладони и пальцы, происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания. В комплексе такая терапия способствует постепенной коррекции логопедических нарушений.
К тому же использование балансиров значительно повышает мотивацию детей на занятиях с логопедом, снимает напряжение, способствует более длительной работоспособности детей. В итоге, статичная, напряженная логопедическая работа детей на занятиях превращается в увлекательную игру с высокой продуктивностью и результативностью.
Основополагающим компонентом наших занятий является музыкотерапия, что дает нам ряд преимуществ:
– высокая эмоциональность музыкального воздействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность;
– ритм – обязательная составляющая музыки – служит источником тонизирования и структурирует активность ребенка, дает ему опору временной организации поведения;
– пение позволит нам материализовать дыхание, обогатить речь, вызвать положительные эмоции;
– использование музыки разного темпа позволит и нам поработать в более быстром и медленном темпе, проработь процессы возбуждения и торможения, чередовать время активности и отдыха.
Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно. Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или непосредственно в тех же местах, где речевые. Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Обработка музыкального материала – это тонкая и изысканная настройка нейронной сети головного мозга.
Таким образом, используя в комплексе с балансирами музыкотерапию и телесноориентированные практики мы осуществляем многофакторную стимуляцию зон головного мозга и межсистемных связей, благоприятно влияющую на развитие всех высших психических функций, процессов саморегуляции и самоконтроля.