Применение LEGO-конструирования в развитии творческих способностей старших дошкольников

 

Алиня ХАСАНОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 50 г. Казани

LEGO в переводе с датского «lеg gоdt»«играй хорошо», «увлекательная игра»; в переводе с латыни – «я собираю».

LEGO-конструирование – это создание 3D-моделей, которые обеспечивают сложность и многомерность воплощаемой идеи. Трехмерная конструкция полнее раскрывает предмет или другой объект окружающего мира. В процессе конструирования ребёнок может рассмотреть её со всех сторон, потрогать и при желании модифицировать.

Основной целью LEGO-конструирования является формирование пространственной системы познания окружающего мира детей дошкольного возраста, когда ребёнок воспроизводит объекты реальности в легкой игровой форме [3].

В процессе овладения детьми приемами конструирования из деталей конструктора LEGO, педагог решает обучающие, развивающие и воспитательные задачи:

обучающие:

– сформировать знания об окружающем мире на основе создания конструктивных 3D-моделей;

– познакомить с деталями конструктора и способами создания 3D-моделей;

– научить решать конструктивные, изобразительные задачи;

развивающие:

– развить пространственное мышление, воображение, креативные и творческие способности;

– развивать интерес к созданию конечного продукта труда;

воспитательные:

– воспитывать толерантность друг к другу;

– воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца [3].

Конструкторы LEGO позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. На LEGO-занятиях есть возможность научить ребёнка фантазировать, видеть необычное в самом простом и привычном, пробудить интерес к творчеству. LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться [1].

Постепенно в ходе подобных занятий формируется конструктивное творчество.

По существу, современные конструкторы LEGO удовлетворяют самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности [5]. Уже в течение тридцати лет успешно существует подразделение LEGO Education (образовательные решения Lego), которое разрабатывает игровые наборы на базе деталей конструктора Lego, а также специальные образовательные методики и программное обеспечение для профессионального педагогического применения в образовательных организациях, в т.ч. и дошкольных. Наборы предназначены для детей от 1,5 до 16 лет. Серия LEGO Education направлена на использование в образовательном процессе школ и детских садов. Она удовлетворяет самым строгим требованиям в отношении образовательного потенциала, эстетики, гигиеничности, прочности, долговечности. В разных странах мира его используют для изучения широкого спектра школьных предметов: от математики и родного языка до физики и робототехники. Игровые наборы одновременно выполняют несколько задач: усиливают мотивацию к учебе, повышают техническую грамотность, обеспечивают реализацию планирующей функции любой деятельности.

Серия LEGO Education для дошкольников делится на четыре блока: «Простые механизмы», «Ранняя математика и английские буквы», «Творческое конструирование», «Время играть». Каждый блок содержит наборы для разновозрастных детей. При этом для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали. Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO, а старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера, которые, кроме основных задач, способствуют в т.ч. и развитию мелкой моторики, концентрации внимания и памяти.

Наборы серии LEGO Education, кроме традиционных кирпичиков и строительных плат, играющих роль основания для конструкции, включают в себя тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных, растений и другие атрибуты для полноценной игры. Это дает детям возможность с максимальной правдоподобностью воспроизводить самые разные объекты: дома, замки, больницы, фермы, железную дорогу, пожарную часть, зоопарк. Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты как сказочные, так и вполне жизненные [2].

В настоящее время обучающие наборы LEGO имеют несколько модификаций: PRIMO – предназначены для детей от 6 мес. до 2 лет; DUPLO – для детей от 2 до 5 лет; ФРИСТАЙЛ – старше 5 лет.

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста являются наборы LEGO-DUPLO [22].

Серия конструкторов Lego Duplo была разработана специально для малышей. Главная особенность наборов, входящих в эту серию, заключается в размере кубиков, которые в 8 раз больше стандартных (что исключает возможность их проглатывания и попадание в дыхательные пути).

Конструкторы предназначены для детей от 1 года до 5 лет, при их разработке учитываются все потребности и особенности этого возраста.

Кубики легко скрепляются, а собранные модели надежны – они не разваливаются даже в условиях активной игры. Яркость и сочность цветов развивает цветовосприятие маленьких детей [7].

Элементы данного конструктора имеют довольно большие размеры и разнообразны по форме. Большинство из них напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различать числом кнопочек, специальных прочных приспособлений для скрепления, расположенных вертикально и горизонтально. Например, 2×2 (два в горизонтальном и два в вертикальных рядах), 2×4 и т.д. Другие – формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазками…, также окрашены в яркие основные цвета и имеют кнопочки для скрепления с другими элементами. Кроме того, наборы содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.

Вариативность скрепления LEGO-элементов между собой создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций [5].

Наборы Lego Duplo были разработаны для ознакомления детей с окружающим их миром, где можно: собрать свою ферму или зоопарк; познакомиться с различными профессиями: пожарника, полицейского, водителя или машиниста; собрать самолеты, вертолеты и кораблики; смоделировать ситуации из любимых мультфильмов; построить дома, башни, железнодорожные станции и города [4].

Также в последнее время широкую популярность среди педагогов детских садов приобрёл детский развивающий конструктор «POLYDRON».

Наборы пользуются широкой популярностью во всем мире. Они просты в применении и идеально развивают пространственное, а также логическое мышление. Данный конструктор представляет собой некую игру, с помощью которой дети могут успешно осваивать сложные задачи пространственного и математического характера, учатся фантазировать и генерировать собственные фигуры, модели.

Крепятся детали каждого конструктора без особых усилий. Поэтому ребенок может научиться строить не только двухмерные, но и 3-D модели. В комплектации каждого набора можно найти специальную книгу, написанную профессионалами. Это своеобразная инструкция, помогающая разобраться в использовании наборов. Тогда как долговечность и надежность деталей сулит возможность длительного использования конструктора без возникновения каких-либо поломок или дефектов.

Каждая деталь конструктора изготавливается из супер-прочного пластика. Они отличаются легкостью и экологической безопасностью (не несут вреда окружающим, природе и не вызывают аллергических реакций). Одна из сторон каждого элемента набора оснащена специальной рельефной структурой, дабы ребенок смог развить свое тактильное восприятие и беспрепятственно узнавал наружную поверхность. Некоторые же конструкторы имеют еще и шрифт Брайля, поэтому их могут использовать малыши с ограниченными возможностями.

Стоит отметить, что детали каждого набора взаимозаменяемы. Поэтому, ребенок может совмещать элементы конструкторов разной серии, что значительно расширяет вариабельность и его возможности [9].

В современных детских садах конструктор Polydron чаще всего представлен следующими наборами: «Polydron Малыш», «Polydron Гигант», «Polydron Гигант «Конструируем транспорт», «Polydron Гигант «Строительство дома», «Polydron Магнитный», «Polydron Магнитный «Конструируем транспорт», «Polydron Мосты», «Polydron Проектирование». Охарактеризуем более подробно некоторые из перечисленных наборов конструктора.

Для детей младшей группы подойдёт набор «Polydron Малыш».

Удобный в использовании конструктор для детей от 3-х до 4-х лет. Все детали конструктора (квадраты, треугольники, колёса) крупные и удобные для игры с ними и дают возможность собрать тысячи потрясающих моделей, таких как машины, самолёты и др. Эта серия предназначена специально для того, чтобы дети смогли понимать, как работают некоторые механизмы. С помощью специальных осей дети смогут соорудить движущиеся объекты – например машину или даже Венецианскую гондолу! К тому же в наборе имеются фигурки персонажей разных национальностей, с помощью которых у ребёнка могут быть сформированы понятия о разнообразии человеческого мира людей.

Для детей средней группы наибольший интерес будут представлять такие наборы как «Polydron Гигант» и «Polydron Гигант «Конструируем транспорт».

Базовый набор «Polydron Гигант» включает в себя 80 деталей – две главные геометрические фигуры – квадрат и треугольник. Уже в раннем возрасте игры с этим конструктором помогут развить у детей пространственное мышление. Игры с этим конструктором – это прекрасная возможность для детей, чтобы освоить 2-х и 3-х мерные фигуры. Детали конструктора удобны в использовании, легко перемещаемы, что даёт широкие возможности использовать его не только для игр детей в игровой комнате, но и на прогулочных площадках.

Все детали конструктора очень ярких цветов, прочные и легко крепятся друг к другу. На одной из сторон каждой фигуры есть пометка на языке Брайля, благодаря чему дети смогут узнать об альтернативных формах общения.

Набор «Polydron Гигант «Конструируем транспорт», предназначен специально для того, чтобы дети смогли понять, как работают некоторые механизмы.

Набор состоит из 32 базовых деталей – треугольников и квадратов, а также из квадратов шарниров, маленьких и больших колёс. С помощью колёс двух разных размеров дети смогут построить огромное количество разнообразных моделей – автомобили, трактор, автобус или гоночную машину. К тому же работа с деталями этого конструктора положительно влияет на развитие координации движения маленького ребёнка.

Для детей более старшего дошкольного возраста от 5-ти до 7- лет будут интересны такие наборы, как «Polydron Магнитный», «Polydron Мосты», «Polydron Проектирование».

Используя набор «Polydron Магнитный» можно в игровой форме дать дошкольникам элементарные понятия о математике и естественных науках. Разнообразие фигур, представленных в этом наборе (квадраты, прямоугольные и равносторонние треугольники, пятиугольники и прямоугольники) позволяют не ограничивать фантазию маленьких строителей, что в свою очередь способствует развитию творческого воображения, а, следовательно, и творческой активности в целом.

С помощью серии конструкторов «Polydron Мосты», дети, играя, открывают для себя секреты строительства мостов и что наиболее важно – пробуют свои силы в возведении различных конструкций, в том числе копий знаменитых строений. С помощью игр с данным конструктором у дошкольников можно формировать не только элементарные математические и естественно научные представления, но и развивать интерес к истории нашей планеты.

Набор «Polydron Проектирование», будет интересен детям 6-ти 7-ми лет. Данный конструктор способствует изучению дизайна и технологий, а также пониманию межпредметных связей математики и проектирования. Набор состоит из 250 деталей, с помощью которых дети могут построить 12 различных моделей или 3 – 4 модели одновременно [10].

Таким образом, исходя из выше изложенного материала мы можем сделать вывод, что конструкторы LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. Конструкторы LEGO воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки, ремонта и разборки техники.

LEGO конструкторы могут использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и в организованной образовательной деятельности в дошкольной организации.

В современном мире LEGO — педагогика набирает популярность, являясь одной из известных и распространенных на сегодня педагогических систем, которая использует трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка [12].

Список литературы

  1. Белова Д.Н. Использование лего-конструирования в дошкольном возрасте//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 271 –273. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/570056.htm (дата обращения 20.11.2018).
  2. Житнякова Н.Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться//Воспитатель ДОУ – № 1. – 2016.
  3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/М.С. Ишмакова. – Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. – М.: Изд. – полиграф. центр «Маска». – 2013.
  4. Конструкторы LEGO DUPLO – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.i-igrushki.ru/otdykh-dosug/igrushkapedia/konstruktory-lego-duplo.html (дата обращения: 06.12. 2018).
  5. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений среднего проф. образования. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Никифорова Е.П. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения лего-конструирования//Дошкольник.РФ. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://doshkolnik.ru/novy-god/6547-mimozi.html (дата обращения 14.10.2016).
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковик, 1999.
  8. Основные разновидности конструкторов Lego. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vseodetyah.com/article.html?id=5127&menu=parent (дата обращения: 06.12. 2018).
  9. Петровский А. В. Введение в психологию [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Петровский. – М.: Академия, 2005.
  10. Polydron //В мире конструктора. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vmirekonstruktora.ru/info/brands/polydron/ (дата обращения: 06.10.2018).
  11. Развивающие конструкторы POLYDRON. Каталог продукции. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://полидрон.рф/images/content/Polydron_Rus_2014.pdf (дата обращения: 28.11.18).
  12. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017.