Применение инновационных технологий на уроках иностранного языка в ПОО

№76

Миляуша ШАКУРОВА,

преподаватель I квалификационной категории  ГАПОУ «Буинский ветеринарный техникум»

    Инновации – это главный толчок в развитии любой сферы человеческой деятельности, в том числе и образовательной. Современное общество развивается с большой скоростью, процесс социализации и адаптации студентов  ПОО становится трудоемким. Стратегической задачей развития профессионального образования становится  обновление его содержания, технологий и приемов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества образованности  будущего конкурентоспособного специалиста.

     Как же сделать так, чтобы урок  иностранного языка, который преподается в ПОО на протяжении всего срока обучения, соответствовал всем требованиям времени и  способствовал адаптации студентов как будущих специалистов к современным социальным условиям? Ведь именно иностранный язык обладает рядом особенностей, которые дают новый качественный уровень знаний при организации обучения: межпредметность, многоуровневость, полифункциональность, ситуативность,  умения в четырех видах речевой деятельности; высокой коммуникативной возможностью и активным включением студентов в учебную деятельность, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции обучающихся и могут помочь облегчить процесс обучения и усвоить как можно больше материала на уроках иностранного языка; выступает как цель обучения, как средство приобретения сведений в других областях знаний. Именно  дисциплина «Иностранный язык», основанная на инновационной методике может выступить в роли некоего проводника для обучающегося в современную конкурентоспособную среду.

     В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творчество предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Недостаточно заполнить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить студентам возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы  акцентировалось внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

     Считаю, что основная задача педагога при выборе инновационных технологий и приемов заключается в стимулировании активной познавательной деятельности на уроке и реализации творческого потенциала.

         В своей работе, особое внимание уделяю на внедрение инновационных интерактивных технологий, предполагающих диалоговое общение, приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения, развитие критического мышления, развитие умения решать проблемы, развивающих желание учиться и работать в команде.

         Самыми эффективными  инновационными технологиями  обучения  иностранному языку в моей практике стали  «Социологический опрос»,  «Незаконченное предложение»,  «Групповой рассказ»,  «Верите ли вы, что…»,  «Ролевая игра», «Брейн-ринг», «Проект» — это технологии, предполагающие диалоговое общение, развивающие критическое мышление. Хотелось бы остановиться на самых продуктивных  инновационных технологиях таких как «Ассоциативный ряд»,   «Межпредметные проекты», «Диаграмма Венна», «Квант», предполагающих развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, дающих высокие метапредметные результаты. Все эти технологии разработаны, чтобы немного отойти от привычного способа получения информации и знаний. Каждый способ отличается своими методами и целями.

        «Ассоциативный ряд»  называет слово по теме, следующий добавляет слово в цепочку, подходит для усвоения новых лексических единиц профессиональной направленности, предполагает движение студентов по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Преподаватель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

         В работе особенно выделяю прием рефлексии, позволяющий провести на уроке обратную связь, что побуждает студентов принимать на себя ответственность за свое учение,  проводить самоконтроль и самоанализ. Развивается инициативная  речь, появляются доверительные отношения,  обучение иностранному языку становится более эффективным.

        «Межпредметные проекты» выполняются во внеурочное время. Они могут интегрировать как несколько предметов, так и решать сложные проблемы: разработка мероприятий, проведение исследований. Использование  технологии межпредметного проекта позволяет предусматривать все возможные формы работы в группе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество будущих специалистов. Так, например,  студенты отделения «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» выполняют проекты на английском языке по «Технической механике»,  «Основам гидравлики», у них появляется видение практической пользы изучения иностранного языка. Такие мероприятия требуют координации работы всех преподавателей специальных дисциплин, хорошо проработанной формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

        «Диаграмма Венна» – один из видов графических организаторов, позволяющий провести анализ и синтез при рассмотрении двух и более предметов, (явлений, фактов, понятий). Строится  на двух пересекающихся кругах с целью формирования умений и навыков, формирует навыки  выявления различных и общих черт при сопоставлении двух и более явлений, фактов, понятий. Так,  на отделении «Ветеринария» в ходе изучения курса английского языка в нашей программе появились темы: «Animal Husbandry», «Water and organic substances», «Milk fever», «Vitamins», «Digestion and  invertebrates» и другие. Применение этой инновационной технологии  дает необходимые навыки работы с технической литературой по профессии, на формирование базового словарного запаса, на преодоление трудностей перевода, приобретение разговорных навыков.

        Метод «Квант» основывается на психолингвистических особенностях человека перерабатывать информацию при восприятии окружающего мира. Нацеливает студентов на глубокий, детальный анализ текста, на его интерпретацию, а не пересказ, что значительно повышает мотивацию и способствует формированию самостоятельности мышления и деятельной жизненной позиции, формирует  умения  добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения не только общего характера,  но и в подготовке к профессиональной деятельности. Преемственность при работе с данной методикой лишь увеличивает эффективность занятийЭто свобода самораскрытия, саморазвития, с опорой на подсознание, разум и творчество, дающая возможность (испытать) прожить разные производственные и жизненные  ситуации.

         На всех уроках переплетаются различные аспекты языка  по виду сложности лексического материала профессиональной направленности, студенту необходимо дать возможность самостоятельной корректировки, поэтому «Шкала успеха» применяется не на всех  уроках, а только  на заключительном этапе раздела, завершая логически и тематически замкнутый период деятельности.

        Считаю, что у современного  студента   должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности,  дружеской переписки с носителями языка, общения по скайпу,  что несомненно расширит кругозор, снимет языковой барьер, усилит его конкурентоспособность. Сегодня в центре внимания – студент-ученик, его личность, поэтому  при  выборе инновационных технологий и форм организации учебной деятельности  я отдаю предпочтение  оптимально соответствующим поставленной цели развития личности.

                                                      Литература

1.Н.А. Горлова «Методика обучения иностранному языку», Академия, 2013.

2. А.М. Новиков «Развитие «Самости» студента», «Высшее образование в России» , № 11, 2011.

3. Н.А. Цаглова «Инновационные технологии на уроках английского языка», «Новые педагогические технологии», №20, 2014.