Применение геймификации в работе по развитию математических представлений дошкольников и методическое сопровождение педагогов

Гульназ Александрова,

старший воспитатель детского сада № 130 г. Казани

 В настоящее время изменения, происходящие в системе российского образования в целом, и в области дошкольного образования, как его первой ступени, достаточно интенсивны и связаны, как с изменением содержания социального заказа, так и с пересмотром подходов к его достижению, как цели-идеала. Ведущей тенденцией модернизации в области дошкольного образования в России стала ориентация на ключевые положения личностно ориентированного подхода. В соответствии с его интерпретацией Н.В. Пономаревой, личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Кроме того, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в образовательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Таким образом, реализация личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании предполагает пересмотр традиционных методов, технологий и средств, ориентированных на достижение его основных целей и здесь важно опираться на возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста.

Современная образовательная парадигма предполагает также реализацию системного и деятельностного подходов. Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты образовательной системы рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. В соответствии с данным подходом содержание образовательных программ выстраивается системно, с постепенным усложнением материала и логических связей, выстраиваемых ребенком в ходе обучения, между его отдельными компонентами, с учетом развития знаний, умений и навыков детей в конкретном направлении и в целом. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека — это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ребенка происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Соответственно, современная система дошкольного образования ставит ребенка на субъектную позицию в образовательном процессе – ребенок сам становится активным добытчиком новых знаний в различных видах деятельности.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, содержание которой постепенно усложняется и обогащается от года к году, соответственно, можно предположить, что геймификация дошкольного образования могла бы способствовать достижению целей применения личностно ориентированного подхода, под которым необходимо понимать такую методологическую ориентацию в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. В соответствии с определением геймификации, приводимом Л.П. Варениной, под ней понимается «применение игровых методик в неигровых ситуациях».

Рассмотрение геймификации применительно ко всему дошкольному образованию представляет собой масштабное исследование, которое должно проводиться в течение многих лет, чтобы могли быть выявлены ее особенности, а также определены оптимальные условия для ее применения. При этом крайне важно изучать специфику возможностей геймификации в рамках конкретных образовательных областей и направлений образовательной деятельности дошкольников, чтобы ее применение было эффективным.

Изучение применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников и его методическом сопровождении процесса в настоящий момент приобретает особую актуальность, поскольку применение геймификации в педагогической работе отражает ключевые положения системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов: с одной стороны, игра всегда представляет собой некую систему, в ней в когнитивном, эмоциональном и поведенческом плане воплощены знания, умения и навыки детей в конкретной области, отражено эмоциональное отношение ребенка к ним; с другой стороны, игра – не только ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, но и оптимальный для него контекст воплощения познавательной активности; и, наконец, игра не только позволяет ребенку получать новые знания и воплощать их на практике, но и дает педагогу диагностическую возможность отслеживания тех зон и областей, которые требуют дополнительного внимания педагога в развитии.

В настоящее время игровые технологии уже не являются столь инновационными, они давно и успешно применяются в большинстве сфер человеческой жизни с целью повышения эффективности, однако, контекст и методика их применения позволяют решать актуальные для педагогики и образования проблемы. Одной из таких проблем является совершенствование педагогической работы по развитию математических представлений дошкольников.

До внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в детских садах можно было наблюдать четкое разделение игровой и учебной деятельности. Безусловно, педагоги знали о психолого-педагогических особенностях детей дошкольного возраста и о важности игры для дошкольников, как ведущем виде деятельности в данный возрастной период, успешно применяли многие виды игр в работе с детьми, однако, методологическая база применения игровых технологий в обучении на тот момент была сформирована в недостаточной степени. При этом были и педагоги-активисты, старавшиеся объединить два важных для развития ребенка направления, сообразно его возрасту и интересам, и у них это успешно получалось.

С внедрением ФГОС ДО ситуация кардинально изменилась, игра фактически стала признана (хотя предпосылки к этому имели место уже давно) наиболее эффективным методом и формой организации обучения. Говоря современным языком, произошла в некотором роде геймификация дошкольного образования, то есть игровые технологии в соответствии с ФГОС ДО стали активно применяться в неигровом, то есть образовательном контексте в системе дошкольного образования. Детям «официально» разрешено активно двигаться, занимать любое удобное положение во время образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО), главное, чтобы при этом предлагаемый для познания материал им успешно усваивался, тем более, если речь идет о такой части познавательного развития, требующей сосредоточения и концентрации внимания, как развитие математических представлений дошкольников. Многие педагоги оказались не готовы к новой организации образовательного процесса, особенно сложным оказалось изменение мотивации детей при применении геймификации. Сложившаяся ситуация требует пересмотра методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников с целью его совершенствования.

Мы предполагаем, что развитие математических представлений дошкольников будет более эффективным при применении геймификации в качестве дополнительного средства в педагогической работе по их развитию у детей старшего дошкольного возраста, чем в стандартных условиях дошкольного образования. а также мы предполагаем, что системный подход к организации методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников является эффективным.

Теоретическую основу нашего исследования составили работы В.Ф. Габдулхакова в области цифровой педагогики и геймификации образования, а также работы З.А. Климентьевой в области компетенций педагогов дошкольного образования.

Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы показал, что геймификация представляет собой процесс распространения игры на различные сферы образования, который позволяет рассматривать игру и как метод обучения и воспитания, и как форму образовательной работы, и как средство организации целостного образовательного процесса. Игра, так или иначе, всегда присутствовала в обучении. Но в последние годы возрос интерес к компьютерным играм, заставивший говорить о геймификации как об одном из ключевых трендов образования. Развивающая игровая среда постепенно становится реальным конкурентом традиционным учебным материалам.

Обобщая анализ современного состояния применения геймификации в дошкольном образовании, можно сделать следующий вывод: во-первых, количество педагогов, использующих геймификацию в своей деятельности постоянно возрастает; во-вторых, в настоящее время имеются примеры применения геймификации в отдельных направлениях и областях дошкольного образования; в-третьих, у педагогов, на настоящий момент не сформировано единого и четкого представления о сущности, целях и задачах применения геймификации, о вариативности ее содержания в разных возрастных группах дошкольников; и, наконец, применение геймификации педагогами дошкольного образования на настоящий момент лишь косвенно отражает положения личностно-ориентированного подхода и не предполагает взаимодействия с родителями. Сложившая ситуация еще раз подтверждает актуальность совершенствования методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе.

Математические представления являют собой некую совокупность знаний, применяемых ребенком на практике, в области счета, решения простых математических задач, ориентирования в пространстве, понимания количественных и иных отношений, выстраивания логических связей между изучаемыми явлениями. Сензитивным периодом для развития математических представлений является дошкольный возраст, а, следовательно, наиболее эффективными в этой области средствами оказываются те, которые учитывают специфику познавательных процессов детей в этот период и ведущий вид деятельности, то есть это средства, предполагающие наглядность и красочность представления материала, и игровую форму занятий. Также необходимо учитывать активное развитие воображения дошкольников в этот период, и преимущественно наглядный характер мышления (наглядно-образный и наглядно-действенные виды мышления у детей в этот период развиты наилучшим образом).

Формирование математических представлений у дошкольников может осуществляться различными способами, соответствующими их уровню развития: логическими и дидактическими играми, с помощью применения мультимедийных и компьютерных технологий, но особой эффективностью обладают комплексные методы, сочетающие в себе применение нескольких средств, одним из таких методов является геймификация.

Обобщая результаты анализа организации методической работы по применению геймификации в развитии математических представлений дошкольников, можно говорить о том, что она должна вестись сразу в нескольких направлениях: теоретическом – в рамках которого осуществляется ознакомление педагогов с инновационными технологиями математического развития и особенностями их практического применения в работе с детьми конкретной возрастной группы. В собственно методическом – деятельность старшего воспитателя в рамках этого направления предполагает организацию внутренней методической копилки педагогического опыта по применению тех или иных приемов, методов и средств математического развития дошкольников. Данная копилка должна находится в зоне доступности для педагогов, быть разнообразной по своему содержанию и предполагать регулярное пополнение. В практическом плане методическое сопровождение педагогической работы по организации математического развития дошкольников должно осуществляться путем оперативного и тематического контроля, а также путем организации открытых форм образовательной деятельности с демонстрацией опыта применения конкретного метода или средства математического развития дошкольников.

Проведенное нами экспериментальное исследование показало эффективность применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Первоначальная диагностика уровней математического развития детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования показала их примерное равенство и соответствие среднему уровню. В свою очередь, изучение актуального состояния методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников показало, что оно на момент первоначального анкетирования педагогов не отвечает их актуальным потребностям, как по содержанию, так и по объему методического сопровождения.

В рамках исследования была спланирована и организована система методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников. Причем системно выстраивалось, как само методическое сопровождение, так и содержание педагогической деятельности в этом направлении. Разработанная система методических мероприятий, основанная на применении геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста, является эффективной — абсолютное большинство педагогов  дошкольной образовательной организации готовы применять геймификацию и отмечают высокий потенциал ее применения в развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы старшими воспитателями ДОО для эффективной организации методического сопровождения применения геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников, поскольку методическое сопровождение применения геймификации позволяет решить сразу несколько важнейших практических задач: во-первых, обеспечить освоение педагогами геймификации в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников, как практическому проявлению ФГОС ДО в рамках одной из образовательных областей; во-вторых, совершенствовать организацию методического сопровождения образовательного процесса в ДОО; в-третьих, повысить уровень профессионального развития педагогов и уровень их соответствия профессиональному стандарту педагога в области ключевых компетенций; и, наконец, повысить качество дошкольного образования, так как, научившись применять геймификацию в педагогической работе по развитию математических представлений дошкольников, педагоги ДОО смогут с успехом применять ее и в других направления познавательного развития и в других образовательных областях.

Список использованной литературы

1.Алфирова Н.А. Игровые технологии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/.

2.Беловодова А.А. Некоторые аспекты развития математических представлений у детей дошкольного возраста. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0038.pdf;

3.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. //Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400с.: ил.;

4.Блехер, Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. — №11. – С. 14-23.;

5.Варенина Л.П. Геймификация в образовании // ИСОМ. 2014. №6-2 С.314-317.

6.Воронина, Л.В. Теоретико-методологические основы проектирования предшкольного математического образования: монография / Л.В. Воронина, Л.В. Моисеева / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 260 с.;

7.Воронова Л.В. Особенности инновационной модели математического образования дошкольников. – М.: Издательский дом Пагаэль. – 2011. – 7 с.;