Применение активных методов обучения

Применение активных методов обучения

 

Валентина ПЛОТНИКОВА,

 учитель начальных классов

средней общеобразовательной школы №1

им. П. Курасанова Черемшанского района

 

Сегодня на первое место выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. В  современной школе вопрос об инновационной деятельности становится актуальным, в связи с новыми требования и стандартами. Что же такое инновация? Инновация как я понимаю, это  обновления. В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

Цель инновационной работы  — создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образования.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

— развивающее обучение;

— проблемное обучение;

— развитие критического мышления;

— дифференцированный подход к обучению;

— создание ситуации успеха на уроке.

Инновация в педагогическом процессе определяет инновационную деятельность, направленную на поиск и реализацию новых активных форм обучения, методов и подходов в обучении, а так же новых технологий.

Цель инновационной деятельности это реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей, так же улучшение качества работы и развитие обучающихся.

Профессиональная деятельность учителя в современном образовании считается   неполноценна, если она строится только как применение однажды усвоенных методов работы.

Рассмотрим основные признаки инновационной деятельности:

— Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создаёт что-то новое для себя или для класса.

—  Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.

—  Повышения интереса у детей к обучению.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации какой либо образовательной технологии и методики, например:

— применение современных информационных технологий;

— применение принципа интеграции содержания образования;

— проектное обучение;

— проблемное обучение;

— развивающее обучение;

— дифференцированное обучение;

— проектное обучение;

— программированное обучение;

— модульное обучение.

Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать

Современное обучение детей потребовало от меня, как учителя освоить современные активные технологии и активно их применить на своих уроках. Моя задача  направить  знания и умения ребят в нужном направлении, подсказать, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись интересом к познанию. В связи с этим, я учу учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать встречающие на пути задачи, с которыми они встречаются.

Приёмы, которые использую на разных этапах урока:

Актуализация знаний (или как не скучно вспомнить то, что проходили на прошлом уроке)

-цветик семицветик

-ёжик с яблоками

— билет в институт

— Пинг-понг

Подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Параллельно  провожу работу над развитием речи, внимания, памяти, мыслительных операций.

Мотивация к изучению нового (ищем  у каждого кнопочку)

— Феномен

— Сыщики

— Реклама

— Корзина вопросов

— Облако слов

Внимание детей на этом этапе обращаю на отличительное свойство задания, которое вызывает затруднение, затем формулируем цель и тему урока. Вместе  организуем подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем, чертежей, рисунков. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В конце  обсуждения вместе подводим итог.

Изучение нового материала (как не сосчитать ворон на уроке):

— Учимся сообща

— Скажи на ушко

— Разведчики

— Слова урока

— Ловим ответ

Мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия. Использую индивидуальную форму работы, создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать.

Закрепление (как унести все знания с собой) :

— Шкатулка

— Телеграмма

— Облако слов

— Рукавички

Здесь мои дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: появляются сказочные персонажи, организуем  соревнования.
Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к занятиям, урокам.

Рефлексия (выстраивание добрых отношений):

— Смайлики и прищепки

— Паровоз с вагончиками

— Чемодан, корзина, мясорубка

— Лестница успеха

— Светофор

При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Я организую самооценку учебной деятельности, а домашнее задание стараемся согласовывать. Подведение итогов урока помогает ребёнку осмыслить его собственные достижения и его пробелы.
Таким образом, применение активных методов обучения, использование элементов исследовательской деятельности, приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать инновационный подход в обучении младших школьников. Чтобы учить ребёнка радостно, без принуждения – необходимо в  работе использовать разнообразные  методы и новые технологии.

Заключение.

Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и  всестороннего стимулировании этого процесса.

И в заключении хочется сказать: « Я уверена, что использование инновационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень интереса к учёбе младшего школьника».

 

Список литературы

  1. Л.А.Турик, Н.А.Осипова «Педагогические технологии в теории и практике». 2009.
  2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 2009г
  3. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А. — Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.