Приемы формирования личностного роста у младших школьников на уроках ОРКСЭ

Приемы формирования личностного роста у младших школьников на уроках ОРКСЭ

(Мастер – класс)

Татьяна НУРУТДИНОВА,

учитель начальных классов

МБОУ «Многопрофильный лицей № 18

имени М.В.Ломоносова

Зеленодольского района РТ

 

Начать свой мастер-класс я бы хотела с того, что с 2022 года наш лицей работает по обновленным Федеральным Образовательным Государственным Стандартам (ФГОС). По заявлению родителей в нашем классе был выбран модуль «Основы светской этики». Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа. Работаю я по учебнику «Основы Религиозных культур и светской этики» для 4 класса, авторами учебника являются А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин, К. В. Савченко, под редакцией  Т.Д.Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2022 год.

Каждый раз готовясь к уроку, я думаю, как помочь ребенку применить свой опыт, свои накопившиеся духовно-нравственные проблемы, задать вопросы и, конечно, найти на них ответы. Получая ответ, ученик приобретает «росточки» нравственности, которые при развитии дадут свои плоды. Ценностные ориентиры – компонент направленности личности.

Одной из приоритетных задач современной системы образования является поиск оптимальных путей формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятых в обществе, воспитание нравственности, готовность к духовному саморазвитию и самовоспитанию. Личность, усвоившая эти ценности, впоследствии сможет соотносить свои нужды и потребности с общественными, конструктивно выстраивать отношения не только в семье, но и в обществе, а самое главное, на протяжении всей жизни стремиться к нравственному самосовершенствованию и саморазвитию. Курс Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) как раз даёт ребенку эти ориентиры.

  В достижении целей курса я для себя выбрала главного помощника – притчу.

Притчи обладают свойствами:

  • предполагают мыслительную деятельность
  • не требует доказательств
  • краткость
  • подсказывают способы разрешения конфликтной ситуации
  • строются на сравнении
  • дают возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность (осуждается не человек, а порок)

В темах притч мы видим основные ценности, которые формируются в личности ребенка. Это и мудрость, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Например, можно долго и упорно говорить терпении и терпимости. А можно рассказать Восточную притчу о гвоздях:

«Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе молодой человек научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

– Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него на сердце остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься, – шрам останется».

– После прослушивания детям задается вопрос, о главной мысли этой притчи. Дети дают ответ, основанный на их личном опыте и знаниях.

– Как же я работаю с притчами на уроках?

Приемы работы, представленные на слайде, я применяю в изучении курса ОРКСЭ.

      Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

      Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.

      Придумать название притчи.

      Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

      Выделить ключевые слова   понятия, с последующим комментированием.

      Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов,    структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

      Инсценировка притчи.

      Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка).

      Подбор пословиц, поговорок.

      Сравнение с басней (определить).

      Найти или предложить вставить пропущенные слова.

      Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной          исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии,    социальной роли ).

      Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

      Определение ценностей, которые отражает притча.

Некоторые из них я сейчас продемонстрирую

Например, групповая работа с притчей «Дорога в рай» по теме: «Дружба». 

Притча «Дорога в рай»

По длинной, дикой, утомительной дороге, шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ажурные ворота, за оградой слышна музыка, журчание ручья, виднеются цветы, словом, блаженный отдых.

– Что это такое? –  спросил путешественник у привратника.

– Это рай, ты уже умер и теперь можешь войти и отдохнуть по настоящему.

– А есть там вода?

– Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…

– А поесть дадут?

– Всё, что захочешь.

– Но со мной собака.

– Сожалею, с собаками сюда нельзя. Ее придется оставить за оградой.

И путешественник прошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

– Я хочу пить,– попросил путешественник.

– Заходи, во дворе есть колодец.

– А моя собака?

– Возле колодца увидишь поилку.

– А поесть?

– Могу угостить тебя ужином.

– А собаке?

– Найдется косточка.

– А что это за место?

– Это рай.

– Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай – там.

– Врет он все. Там ад.

– Как же вы в раю это терпите?

– Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

– После прослушивания детям задается вопрос, о главной мысли этой притчи. Дети дают ответ, основанный на их личном опыте и знаниях.

Ребята делятся на группы и получают своё задание.

1 группа (инструкция: придумать название и окончание притчи)

2 группа (инструкция: проинсценировать притчу)

3 группа (подобрать пословицы и поговорки к притче)

В притчу мы всматриваемся, как в зеркало, и видим свои недостатки, ошибки, промахи. Это одна из функций притч – функция зеркала.

Как часто в жизни мы вступаем в конфликты, ищем выхода из сложных ситуаций. Читая притчу, можно выработать модель своего поведения. Это функция модели.

Как трудно бывает сказать человеку, что он не прав, и не вызвать активного протеста, агрессии. Расскажите ему притчу, и он поймет тактично, образно выраженную вашу мысль. Это функция опосредования.

Наконец, как я уже говорила, притча – кладезь и хранилище вековой мудрости человечества. Это функция хранения опыта.

Видеоролик с притчей «Самое ценное».

Таким образом в результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе с помощью притч у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты: притчи привлекают и удерживают внимание, иллюстрируют и усиливают устную речь; усиливают запоминание; помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период времени.

Притча – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.