Приемы формирования личностного роста у младших школьников на уроках ОРКСЭ
Приемы формирования личностного роста у младших школьников на уроках ОРКСЭ
(Мастер – класс)
Татьяна НУРУТДИНОВА,
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильный лицей № 18
имени М.В.Ломоносова
Зеленодольского района РТ
Начать свой мастер-класс я бы хотела с того, что с 2022 года наш лицей работает по обновленным Федеральным Образовательным Государственным Стандартам (ФГОС). По заявлению родителей в нашем классе был выбран модуль «Основы светской этики». Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа. Работаю я по учебнику «Основы Религиозных культур и светской этики» для 4 класса, авторами учебника являются А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин, К. В. Савченко, под редакцией Т.Д.Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2022 год.
Каждый раз готовясь к уроку, я думаю, как помочь ребенку применить свой опыт, свои накопившиеся духовно-нравственные проблемы, задать вопросы и, конечно, найти на них ответы. Получая ответ, ученик приобретает «росточки» нравственности, которые при развитии дадут свои плоды. Ценностные ориентиры – компонент направленности личности.
Одной из приоритетных задач современной системы образования является поиск оптимальных путей формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятых в обществе, воспитание нравственности, готовность к духовному саморазвитию и самовоспитанию. Личность, усвоившая эти ценности, впоследствии сможет соотносить свои нужды и потребности с общественными, конструктивно выстраивать отношения не только в семье, но и в обществе, а самое главное, на протяжении всей жизни стремиться к нравственному самосовершенствованию и саморазвитию. Курс Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) как раз даёт ребенку эти ориентиры.
В достижении целей курса я для себя выбрала главного помощника – притчу.
Притчи обладают свойствами:
- предполагают мыслительную деятельность
- не требует доказательств
- краткость
- подсказывают способы разрешения конфликтной ситуации
- строются на сравнении
- дают возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность (осуждается не человек, а порок)
В темах притч мы видим основные ценности, которые формируются в личности ребенка. Это и мудрость, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.
Например, можно долго и упорно говорить терпении и терпимости. А можно рассказать Восточную притчу о гвоздях:
«Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе молодой человек научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
– Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него на сердце остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься, – шрам останется».
– После прослушивания детям задается вопрос, о главной мысли этой притчи. Дети дают ответ, основанный на их личном опыте и знаниях.
– Как же я работаю с притчами на уроках?
Приемы работы, представленные на слайде, я применяю в изучении курса ОРКСЭ.
Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.
Придумать название притчи.
Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
Выделить ключевые слова понятия, с последующим комментированием.
Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
Инсценировка притчи.
Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка).
Подбор пословиц, поговорок.
Сравнение с басней (определить).
Найти или предложить вставить пропущенные слова.
Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли ).
Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.
Определение ценностей, которые отражает притча.
Некоторые из них я сейчас продемонстрирую
Например, групповая работа с притчей «Дорога в рай» по теме: «Дружба».
Притча «Дорога в рай»
По длинной, дикой, утомительной дороге, шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ажурные ворота, за оградой слышна музыка, журчание ручья, виднеются цветы, словом, блаженный отдых.
– Что это такое? – спросил путешественник у привратника.
– Это рай, ты уже умер и теперь можешь войти и отдохнуть по настоящему.
– А есть там вода?
– Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
– А поесть дадут?
– Всё, что захочешь.
– Но со мной собака.
– Сожалею, с собаками сюда нельзя. Ее придется оставить за оградой.
И путешественник прошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
– Я хочу пить,– попросил путешественник.
– Заходи, во дворе есть колодец.
– А моя собака?
– Возле колодца увидишь поилку.
– А поесть?
– Могу угостить тебя ужином.
– А собаке?
– Найдется косточка.
– А что это за место?
– Это рай.
– Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай – там.
– Врет он все. Там ад.
– Как же вы в раю это терпите?
– Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.
– После прослушивания детям задается вопрос, о главной мысли этой притчи. Дети дают ответ, основанный на их личном опыте и знаниях.
Ребята делятся на группы и получают своё задание.
1 группа (инструкция: придумать название и окончание притчи)
2 группа (инструкция: проинсценировать притчу)
3 группа (подобрать пословицы и поговорки к притче)
В притчу мы всматриваемся, как в зеркало, и видим свои недостатки, ошибки, промахи. Это одна из функций притч – функция зеркала.
Как часто в жизни мы вступаем в конфликты, ищем выхода из сложных ситуаций. Читая притчу, можно выработать модель своего поведения. Это функция модели.
Как трудно бывает сказать человеку, что он не прав, и не вызвать активного протеста, агрессии. Расскажите ему притчу, и он поймет тактично, образно выраженную вашу мысль. Это функция опосредования.
Наконец, как я уже говорила, притча – кладезь и хранилище вековой мудрости человечества. Это функция хранения опыта.
Видеоролик с притчей «Самое ценное».
Таким образом в результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе с помощью притч у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты: притчи привлекают и удерживают внимание, иллюстрируют и усиливают устную речь; усиливают запоминание; помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период времени.
Притча – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.