Предметно-развивающая среда как приоритетное условие ранней профориентации детей в детском саду

 

Елена КАПИТОНОВА,

заведующая детского сада №407 г. Казани

Дошкольное образование является первой ступенью системы образования Российской Федерации, внедрения нового формата приобщения воспитанников к ранней профориентации настоящего и будущего является актуальной для детского сада.

Данная позиция отражена в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система образования ставит целью формирование личности, готовой к труду.

Основополагающей целью ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить деятельность каждого ребенка, позволив ему наиболее полно реализовать индивидуальные  возможности.

В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности индивидуальности каждой личности.

Не секрет, что в рамках образовательной программы ДОУ через игру мы знакомим детей с профессиями взрослых, о которых они узнают с первых лет жизни: продавец, врач, парикмахер, водитель, повар и т.д., мы воспитываем уважение к людям труда, результатам труда взрослых. Знакомство дошкольников с профессиями, видами труда не только расширяет общую осведомленность об окружающем, но является актуальным процессом в современном мире, так как формирует у них элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации, которую необходимо строить с учетом современных образовательных технологий, в том числе игровых.

Наш детский сад в рамках реализации инновационного проекта по созданию комплексной инновационной образовательной модели, направленной на развитие конкретно-наглядных представлений дошкольников о мире профессий «детский сад-игропарк» решает задачи профориентации и социальной адаптации. При этом для более качественного освоения детьми материала мы используем объекты и профессии ближайшего социального окружения: профессии родителей и место их работы, культурные и исторические объекты и события.

Важнейшим условием для реализации задач инновационного проекта является развивающая предметно-пространственная среда детского сада.

В наших группах создана профориентационная развивающая среда, удовлетворяющая образовательные потребности детей по ранней профориентации. Каждой возрастной группе в соответствии с актуальными потребностями детей и запросом родителей присвоен профориентационный профиль, предполагающий более углубленное изучение соответствующей профессии.

Профиль «Доктор» представлен игровым центром – «Кабинет доктора», где наши воспитанники имеют возможность получить социальный опыт, связанный с медицинскими профессиями, такими как врач, медсестра, лаборант, регистратор.

Профиль «Продавец» и «Парикмахер» – игровая среда в группах насыщена тематическим игровым материалом, маркерами игрового пространства, элементами профессиональной одежды людей данной профессии.

Профиль «Менеджер общественного питания» – в игровой форме наши воспитанники углубленно знакомятся с правилами качественной подачи блюд и сервировки стола.

Профиль «Строитель» представлен строительными конструкторами, нетрадиционными материалами. Воспитанники знакомятся с такими строительными профессиями как архитектор, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, и т.д.

Профиль «Юный талант» представлен материалами для творческих сюжетно-ролевых игр, изобразительной деятельности, музыкальными игрушки и инструментами для творческого музицирования. Воспитанники знакомятся с профессиями: художник, костюмер, певец, композитор.

Профиль «Авиатор» – воспитанники могут ознакомиться с различными моделями самолетов, стать летчиками-испытателями, конструкторами, работниками аэропорта.

Профиль «Мир спорта» представлен спортивными атрибутами, элементами спортивной формы. Знакомство с профессиями: спортивный журналист, комментатор, тренер, арбитр.

Профиль «Станция служба спасения» представлена центром юного пожарного, службой МЧС и ДПС.

В оборудованных профилях дети упражняют себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели.

В целях обмена и обогащения знаниями о профессиях, работает система взаимопосещения воспитанниками групп различных профилей.

Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи.

Нами были проведены встречи с родителями различных профессий. Воспитанники нашего детского сада были познакомлены с такими профессиями: врач скорой помощи, пожарный, сотрудник ДПС, повар-кондитер, инженер-строитель, конструктор, летчик-испытатель.

Настоящим открытием для наших воспитанников стало посещение   совместно с родителями «Kid Space». Детский  город профессий, где наши воспитанники смогли попробовать свои знания в различных профессиях.

Наши педагоги постоянно наблюдают и анализируют, какими способностями обладает  воспитанник, к каким играм проявляет интерес.

Очень часто мы после анализа и наблюдения за талантами наших воспитанников, рекомендуем родителям, посещать центры внешкольной работы, спортивные, музыкальные, художественные школы.

Партнёрство детского сада с образовательными, социокультурными учреждениями  позволяет использовать их образовательный ресурс и восполнять недостающие знания и навыки у воспитанников.

В своей работе мы используем образовательный кластер. Это новый тип социального диалога и партнерства для формирования партнерских связей сотрудников ДОУ, родителей, воспитанников, школы, колледжа, вуза.

Первой ступенью образовательного кластера выступает детский сад. Затем – центр внешкольной работы, школы искусств, спортивные школы, колледж, а в дальнейшем институт… Многие наши воспитанники продолжают свое дальнейшие обучение в художественной школе №2, школе фигурного катания в ДЮСШ «Авиатор», фубольной школе «Рубин», музыкальной школе, школе балета «Мир пуантов и талантов» …

Таким образом, каждый  ребенок в естественных и доступных  практиках познает мир профессий и получает новый социальный опыт.