Предметная неделя по математике, посвященная Н.И.Лобачевскому

№ 87

К 225-летию великого математика Н.И.Лобачевского

Елена ВАСИЛЬЕВА,

учитель I квалификационной категории лицея №116 им. М.И.Махмутова г. Казани

Ежегодно в нашем лицее проводятся предметные недели по математике. К ним тщательно готовятся как ученики, так и учителя. Проходит большая подготовительная работа.

В связи с тем, что 2017 год объявлен годом Н.И.Лобачевского, неделю (27 ноября – 1 декабря), я хочу посвятить этому событию. Как же будет проходить эта неделя?

Кабинет украсим красочными плакатами с цитатами Н.И.Лобачевского, портретами ученого, фотографиями Казанского университета.

Пример плакатов:

  • «Жить – значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем».
  • «Ученый должен идти по непроторенным путям, несмотря на препятствия».
  • «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки».
  • «Только с алгеброй начинается строгое математическое учение».
  • «Нет ни области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира».

Сама неделя математики будет проходить по следующему плану.

День первый

  1. Открытие недели.
  2. Подведение итогов конкурса  плакатов.
  3. Устный журнал. Страница первая. Детство Николая Лобачевского.

День второй

  1. Лекция в X классах на тему «Творцы неевклидовой геометрии». (Готовят  учащиеся с помощью учителя.)
  2. Специальный выпуск журнала «Математика вокруг нас», посвящённый жизни и деятельности Н.И.Лобачевского.
  3. Устный журнал. Страница вторая. Юность Н.И.Лобачевского.

День третий

  1. Конкурс  стихотворений, од, посвященных Н.И.Лобачевскому.
  2. Устный журнал. Страница третья. Казанский университет и Н.И.Лобачевский.
  3. 3.                Выступление студентов КФУ с театрализованным представлением о жизни и деятельности ученого.

День четвёртый

  1. Игра в I классе «Занимательная геометрия для маленьких». (Силами учеников VII класса.)
  2. Устный журнал. Страница четвертая. Казанский университет.

Последний день математической недели совпадает с днем рождения Н.И.Лобачевского.

День пятый

  1. Устный журнал. Страница пятая. Последние годы Н.И.Лобачевского.
  2. Проведение игры для команд, состоящих из учеников VII, VIII и X классов под названием «Такой знакомый и незнакомый Лобачевский».
  3. Подведение итогов недели.

Теперь подробнее остановимся на некоторых мероприятиях недели.

Математический журнал

Силами учащихся второй год выпускается журнал «Математика вокруг нас». В нем они рассказывают о математических событиях, прошедших за определенный период времени. С ребятами мы решили, что это будут времена года.

К данному событию создается специальный  выпуск, посвященный жизни и деятельности Н.И.Лобачевского. В этом выпуске постараемся доступным языком описать становление неевклидовой геометрии, основные модели гиперболической геометрии.

Устный математический журнал

Каждый день предметной недели в каждом классе урок начнется с устного журнала. Ежедневно будем изучать одну страницу жизни Николая  Ивановича Лобачевского.

Страницы:

  • Детство Николая Лобачевского.
  • Юность
  • Казанский университет (1820 – 1844) (2 страницы).
  • Последние годы (1845 – 1856).

Ребята самостоятельно подготовят материал по ним. В течение пяти минут с помощью презентации учащиеся расскажут самое интересное и значимое данного периода жизни великого геометра.

Игра «Такой знакомый и незнакомый Лобачевский»

Данная игра позволит выявить самую внимательную группу учащихся, так как она содержит материал, который ребята услышат при проведении устного журнала и прочитают в специальном выпуске регулярного журнала.

Каждый класс должен выбирать группу одноклассников, которые будут участвовать в игре. Остальные учащиеся будут болельщиками. Игра состоит из номинаций, соответствующих страницам устного журнала.

Группы по очереди должны выбирать номинацию. В ней открываются номера вопросов, соответствующие данной теме. Ребята выбирают вопрос и отвечают на него. При правильном ответе группа получает 5 баллов. При неверном ответе, могут помочь болельщики этого класса, и группа получает 2,5 балла. Если же отвечает другая группа, у которой есть ответ, то снимается пять баллов у группы в пользу ответившей. В конце игры выяснится, какой класс был самым внимательным всю предметную неделю, и они получит приз.

Вопросы номинации «Детство»

1. О чем вам говорит дата 20 ноября? (Николай Иванович Лобачевский родился20 ноября (1 декабря) 1792 года.)

2. Город, в котором родился Н.И.Лобачевский? (Нижний Новгород)

3. Сколько детей было в семье Лобачевских? Назовите их имена в порядке убывания возраста. (Трое: Александр, Николай, Алексей)

4. Каким было детство  Лобачевского? (Детство Н.Лобачевского было суровым и трудным. В детские годы Николая родители не были внимательны к его успехам. Они были обеспокоены только тем, как накормить детей. На жизнь всегда не хватало.)

5. О каком дне идет речь? «Тот день во всех подробностях навсегда запомнился Николаю. Дверь отворилась, и в комнату быстрыми шагами вошла Прасковья Александровна. В высоко поднятой руке она держала большой конверт, запечатанный гербовой печатью. Мальчики окружили мать. Она оглядела их, полных ожидания, надежд и тревоги, и протянула конверт старшему. «Читай, Саша…» – попросила она, и в голосе ее явственно слышались волнение и неуверенность, – вдруг отказ!» (Поступление в гимназию.)

6. Николаю в гимназии не понравилось, и он сбежал домой, но через некоторое время  приехал обратно. Прочитав рассказ о том, как сын простого рыбака – помора с далёкого севера зимой отправился учиться в Москву,  Лобачевский подумал: «Он бы не бросил учёбу». Он – кто это? Благодаря кому Николай Иванович снова оказался в гимназии? (Михаилу Ломоносову.)

7. Как прошел первый день Николая в гимназии? (Он был наказан за то, что заступился за одноклассника.)

8. Какой дух царил в гимназии, в которой учились братья? (В гимназии царил дух солдатчины. Надзиратели очень пристально следили за учащимися. Заставляли в классы и на молитву ходить строем, у них было право читать письма, которые присылали родственники гимназистов. Запрещалось все, что могло напомнить родной дом. Нельзя было при себе держать деньги, личные вещи, покупать что-то из съестного.)

 9. Николаю Лобачевскому очень повезло в одном: он рано попал к образованному, талантливому и серьезному учителю математики, оценившему незаурядную одаренность мальчика и всемерно помогавшему развитию его таланта. Назовите имя учителя. (Григорий Иванович Карташевский)

10. Какую роль в жизни Лобачевского сыграл Карташевский? (Карташевский был эрудированным человеком. Он знал историю, литературу, языки. Поэтому его уроки были очень интересными и увлекательными. Он рассказывал ученикам о великих открытиях, о судьбах знаменитых ученых Древнего Египта, Вавилона, Греции и о математических задачах. Рассказы Карташевского не на шутку завладели воображением Николая, особенно образ геометра Эвклида. С тех пор геометрия стала интересовать его.)

Вопросы номинации «Юность»

1. Кем восхищался в юности Лобачевский? (Евклидом.)

2. Во сколько лет Николай поступил в Казанский университет? (В 15 лет.)

3. Во сколько лет Лобачевский получил степень магистра? (В 19 лет.)

4. Что вы можете сказать о Мартине Фёдоровиче Бартельс? (В университете на Лобачевского Мартин Фёдорович Бартельс оказал большое влияние во время его обучения. Он взял над ним шефство. Когда над ним нависла угроза отчисления и отдачи в солдаты, то Бартельс заступился за него.)

5. Во сколько лет Николай Иванович стал преподавать в университете икакие предметы? 22 года, читал лекции по математике, физике, астрономии, заведовал обсерваторией, возглавлял библиотеку.)

Вопросы номинации «Казанский университет в 1830-е годы»

1. Чем знаменательна 11 февраля 1826 года? (Н.Лобачевский докладывал о созданной им новой геометрии (неэвклидовой геометрии.)

2. Какое впечатление произвел его доклад на профессуру университета? (Негативное)

3. И отныне жизнь его пошла по двум разным руслам. До этого он чувствовал себя только ученым, теперь он понял, что становится еще и борцом за новую науку, за ее развитие, за ее признание. Сколько лет в полном одиночестве исследовал он открывшийся ему мир новых представлений? (30 лет)

4. Кто нашел в себе смелость однажды выступить против всеобщего пренебрежения к новой геометрии? (Профессор Петр Иванович Котельников, декан физико-математического факультета Казанского университета.)

5. Во сколько лет Н.Лобачевский стал экстраординарным, а потом ординарным профессором Казанского университета? (В 24года.)

6. Что вы можете сказать о втором пути Лобачевского – пути педагога, руководителя университета и его строителя? (Оказался более благодарным. Н.Лобачевский еще при жизни пользовался огромным уважением и авторитетом среди коллег, его любили студенты.)

7. В каком году Н.Лобачевский был избран ректором Казанского университета? (В 1827 году)

8. Сколько лет находился на этой должности? (19 лет)

9. Назовите имя жены Н.И.Лобачевского? (Варвара Алексеевна Моисеева)

10. Согласно воспоминаниям сына Николая Ивановича, сколько было у них детей? (18)

11. Сколько выжило детей? (7 детей)

12. Кто в 1836 г. посетив университет, остался доволен и наградил Н.Лобачевского престижным орденом Анны II степени «За заслуги на службе и в науке», дававшим право на потомственное дворянство? (Царь Николай I)

13. Что вы можете сказать об университете в годы ректорства  Лобачевского? (Казанский университет стал первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России.)

14. Какие два учебника написал Н.Лобачевский для гимназии? (Алгебра (1834) и геометрия (1823)

Вопросы номинации «Последние годы (1845–1856)»

1. Какой кой  постулат Евклида заменил Н.Лобачевский более общей аксиомой параллельности, сохранив прочие аксиомы и постулаты? (5-й постулат)

2. Прочтите пятый постулат Евклида. (Через точку вне прямой можно провести в их плоскости только одну прямую, не пересекающую данной.)

3. На какой  поверхности  можно доказать 5-й постулат Лобачевского? (Псевдосфера)

4. Какой журнал начал выпускаться по инициативе Н.Лобачевского в университете вместо журнала «Казанский вестник»? («Ученые записки Казанского университета»)

5. Как называется последняя книга Н.Лобачевского? («Пангеометрия»)

6. Дата смерти Н.Лобачевского. (12 февраля 1856 года)

7. Через сколько лет после его смерти перед зданием Казанского университета был установлен памятник великому математику скульптора Марии Диллон? (Через 40 лет)

8. Назовите работы Н.Лобачевского. («О началах геометрии», «Воображаемая геометрия», «Новые начала геометрии с полной теорией параллельных линий», «Пангеометрия».)

Нам повезло, что мы живем в таком чудесном городе, где столько лет прожил великий Н.И.Лобаческий. Мы ходим по тем же местам, которые посещал он.

1 декабря с учениками хотим возложить цветы к памятнику Николая Ивановича.

Ко дню рождения Н.Лобачевского откроется музей в здании КФУ. И мы сможем одни из первых посетить его. А еще недалеко от Казани есть небольшой городок под названием Козловка. В нем находится дом-музей ученого. Планируем поездку туда.