Предмет этики в школе-интерната для детей с ОВЗ 

№ 196

Елена ВАСЯЧКИНА

учитель-дефектолог Нурлатской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

Семья и взаимоотношения с близкими играют важную роль в жизни человека. Именно в лоне семьи, в первую очередь, человек развивается как личность, определяется со своими жизненными принципами и ценностными установками, здесь происходит формирование моральных и эстетических определяющих. Дети с ОВЗ, проводящие большую часть времени в школе-интернате, часто могут быть лишены этой возможности полностью или частично. Этим определяется характер ребёнка, испытывающего недоверие к окружающему его миру, неумение контактировать с людьми, неуверенность в себе. Нередко к этому добавляется и эгоизм, неспособность принимать серьёзные решение и даже поведение, противоречащее поведению, принятому в рамках общества.

В рамках образовательной программы школы-интерната происходит работа в направлении нравственно-этического воспитания обучающихся. Каждый педагог, помимо объяснения материала своего предмета, стремится к созданию таких условий, в которых учащийся мог бы накапливать знания о мире, об взаимоотношениях людей, о духовных потребностях индивидуума. Одним из значимых предметов является этика – предмет, который позволит обучающимся в дальнейшем развиваться и вне стен школы. Именно уроки этики, включающие в себя обсуждение тех или иных жизненных ситуаций, или их отработки в ходе ролевых игр, позволяют развить творческий потенциал ученика и пробудить интерес к литературе, искусству, ведению домашнего хозяйства и многим другим неотъемлемым элементам жизнедеятельности.

План действий и варианты методики, применяемых на уроках этики, напрямую связаны с возрастом обучающихся. Однако на протяжении всего этапа обучения необходимые для безопасного существования в социуме вся совокупность знаний должна быть донесена до них. Так, одними из важных навыков, приобретаемых во время этих уроков должны быть умение выразить свои мысли и идеи как письменно, так и устно, приобретение навыков оценки своих действий. Важно так же объяснить, что быть частью социума предполагает не только взаимодействие с другими людьми, но и, напротив, дистанция, позволяющая не мешать остальным. Помимо этого, предполагается психологическая работа над определением и преодолением таких чувств, как злость, агрессия (в том числе половой агрессивности), отчуждение.

Немаловажную роль играет владение алгоритмическим мышлением, то есть, умение выстраивать цепь действий в зависимости от той или иной ситуации так, чтобы в конечном счёте прийти к положительному исходу. Важность действия по заданному плану можно отрабатывать на основе составления диалогов, ролевых игр, обсуждения поведения человека. Так же важна способность к обобщению. Например, переносный смысл той или иной фразы зачастую остаётся загадкой для обучающегося. Иногда отсутствует умение сравнивать предметы по внешним данным или по функциям. Стоит отметить, что подобные задание позволяют в полной мере применить креативные методы решение проблем. Можно привлекать дополнительную литературу и использовать плоды народного творчества: легенды, пословицы, загадки.

Просмотр тематических видео и обыгрывание ситуаций позволят учителю донести смысл таких нематериальных, абстрактных явлений, как доброта, совесть, терпимость или любовь. Важно рассматривать конкретные случаи, анализируя их, разбивая на части и позволяя ученику найти логику и взаимосвязь. Дискуссии на эти темы так же приветствуются.

Так же в эту программу входят правила этикета, ознакомление с нормой поведения в конкретной ситуации, азбука нравственности, причины конфликтов и так далее.

Главная цель учителя – дефектолога – это умение донести мысль, что совершение правильных поступков должно идти изнутри, должно укорениться в характере, а не быть продиктованным страхом наказания или желанием получить выгоду. Весы, определяющие наши поступки и поведение, должны быть настроены на точные измерения.