Предложения с однородными членами
№ 202
(Урок русского языка в 4 классе)
Гузель БОГДАНОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №18 г. Казани
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология деятельностного метода.
Цели обучения:
– формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– конструирование предложения с однородными главными членами предложения;
– овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации;
– работа над выработкой орфографической зоркости.
Задачи:
– актуализировать знания о предложении;
– раскрыть понятие «однородные члены предложения»;
– научиться выделять однородные подлежащие и сказуемые, ставить знаки препинания между ними.
Используемые методы и приёмы: групповая работа, метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог; приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, дидактический раздаточный материал.
Оборудование: презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые», дидактический раздаточный материал, Толковый словарь Ожегова, Орфографический словарик, словарь иностранных слов русского языка, материалы для выполнения самостоятельной работы, алгоритм самооценки, учебник (Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 4 класс. – М.: Астрель, 2014).
Планируемые результаты УУД:
личностные:
– развиваем умение выказывать своё отношение к учебной деятельности;
– оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
– формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
– проговаривать алгоритм действий на уроке;
– работать по плану в группах;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
познавательные:
– развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов;
– представлять информацию в виде схемы;
– на основе анализа объектов делать выводы;
– обобщать и классифицировать по признакам;
– ориентироваться в учебнике;
– находить ответы на вопросы в словаре;
– уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения;
– уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми и схемы к ним;
коммуникативные:
– развиваем умение слушать и понимать других;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
– оформлять свои мысли в устной форме;
– умение работать в группе;
предметные:
– познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;
– называть признаки однородных членов предложения;
– распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– конструировать предложения с однородными членами.
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель. Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы с вами принимаем у себя гостей.
– Давайте поприветствуем наших гостей и постараемся сделать всё, чтобы им было интересно на нашем уроке. Спасибо, садитесь.
- II. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Прочитайте высказывание записанное на доске. (Слайд 1)
«Не для школы, а для жизни мы учимся». Как вы понимаете это высказывание? (Ответ учащихся.)
Учитель. Сегодня на уроке вы сами попробуете сформулировать новое правило, на основе тех знаний, которые у вас есть. Для эффективной работы нам понадобится наблюдательность, внимание и сообразительность.
III. Минутка чистописания
Учитель. Откройте тетради, положите под наклоном, сядьте красиво, запишите число, классную работу.
– Начинаем с минутки чистописания. Запишите красиво это высказывание в тетрадь зелёной ручкой.
Разбор минутки чистописания
– Что вы записали в тетрадь? (Предложение.)
– Что вы можете сказать об этом предложении? Какое оно? (Повествовательное, невосклицательное, распространённое ,простое.)
– Назовите грамматическую основу предложения. (Мы учимся.)
– Какую работу мы провели над предложением? (Мы выполнили синтаксический разбор предложения.)
- IV. Повторение знаний о предложении
Учитель. Мы с вами многое уже знаем о предложениях. Все наши знания можно представить в виде кластера. Сейчас вам предстоит поработать в паре и составить кластер на тему «Предложение».Возьмите листочек и заполните кластер. (Слайд 2)
– Посмотрите на доску.
– Давайте посмотрим ,что у вас получилось. (Выходят по одному из представителей пары, называют признаки предложения и вешают соответствующую карточку.)
– Для чего мы это повторили? (Эти знания пригодятся нам на уроке.)
– Что вы заметили на кластере? (У нас в схеме есть пустая карточка.)
– Все ли мы знаем о предложении? (Сегодня на уроке мы должны так поработать, чтобы заполнить это пустое окошко.)
– Прежде чем мы приступим к новому заданию, в котором будет что-то новое для вас, давайте проведем словарную работу.
- V. Словарная работа (Слайд 3)
Учитель. Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые вставляли. Составьте слово из пропущенных букв.
Запись слов: юбИлей, дреССировать, кристалЛ, дЕльфин,празДник тОпор, здраВствуйте, стАдион, лесТница, здесЬ
Учитель. Составьте слово из пропущенных букв. Что у вас получилось?
Учащиеся. Получилось слово: ИССЛЕДОВАТЬ. (Слайд 4)
Учитель. А кто знает, что обозначает это слово? Где можно узнать точное значение слова?
Учащиеся. В толковом словаре.
Учитель. У вас на столах лежат толковые словари Ожегова. Найдите слово в словаре.
Исследовать (Слайд 5)
- Подвергнуть научному изучению.
- Осмотреть для выяснения чего-либо.
- VI. Подготовка к изучению нового материала
Пробное действие
Учитель. У каждой группы на столах лежат листочки. На них записаны предложения, у всех групп разные.
– Посмотрите внимательно на эти предложения, что вы заметили, что в них не так?
– Замените два предложения одним и запишите его в тетрадь.
– Дальше работаем по плану.
План исследования (Слайд 6)
- Составьте из 2 предложений одно предложение. Запишите своё предложение в тетрадь.
- Выдели грамматическую основу.
- Заполните рабочий лист.
- Сделайте вывод.
Рабочий лист
- В предложении может быть несколько
- Они отвечают
- Они связаны с
_________________________________________________________
Работа групп
1-я группа. Снегири прилетели к нашей кормушке. Воробьи прилетели к нашей кормушке.
Составляют: Снегири и воробьи прилетели к нашей кормушке.
2-я группа. Осенью солнце светит мало. Осенью солнце греет мало.
Составляют: Осенью солнце светит и греет мало.
3-я группа. Свиристели лакомятся рябинкой. Снегири лакомятся рябиной.
Составляют: Свиристели и снегири лакомятся рябинкой.
4-я группа. На улице порхает снежок. На улице кружится снежок.
Составляют: На улице порхает, кружится снежок.
Учитель. Какой вывод сделаем?
Отчёт групп по рабочим листам. (Читают предложения, называют грамматическую основу.)
Вывод. Мы провели исследование и обнаружили, что в предложении может быть:
1-я группа – 2 подлежащих при одном сказуемом;
2-я группа – 2 сказуемых при одном подлежащем;
3-я группа – 2 подлежащих при одном сказуемом;
4-я группа – 2 сказуемых при одном подлежащем.
Учитель. Известно ли вам как называются такие одинаковые, повторяющиеся члены предложения?
– Дайте определение однородным членам предложения. (Мы не можем ответить на этот вопрос. Мы испытываем затруднение.)
– Давайте вернемся к предложениям, с которыми вы работали.
Выводы:
Учитель. Самия, прочитай предложение вашей группы (подл.). Назови подлежащие в этом предложении.
Снегири и воробьи прилетели к нашей кормушке.
– На какие вопросы отвечают данные подлежащие? (Кто?)
– Какой вывод мы можем сделать? (Они отвечают на один и тот же вопрос.)
Учитель. Айгуль, прочитай предложение вашей группы (сказ.). Назови сказуемые в этом предложении.
Осенью солнце светит и греет мало.
– На какие вопросы отвечают данные сказуемые? (Что делает?)
– Какой вывод мы можем сделать? (Они отвечают на один и тот же вопрос.)
Учитель. Делаем вывод.
- Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. (Слайд 7)
– Маша, с каким словом связаны однородные подлежащие? (Сказуемое.)
– Даша, с каким словом связаны связаны однородные сказуемые? (Подлежащее.)
– Делаем вывод.
- Связаны с одним и тем же словом. (Слайд 8)
– Какими членами предложения они являются? (1-я, 2-я группы)
– Делаем вывод.
- Являются одинаковыми членами предложения. (Слайд 9)
– А теперь давайте проверим правильно ли мы сделали вывод?
– Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. Открываем по закладкам стр. 102 в учебнике и находим правило.
– Как же называются эти слова? (Это – однородные члены предложения.)
– Как будет звучать тема нашего урока? (Дети высказывают свои предположения.) Сформулируйте цели урока. (На доске открывается тема и цель урока.) (Слайд 10)
– Узнаете, какие члены предложения называют однородными.
– Научитесь находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые.
– Сможете употреблять предложения с однородными членами в своей речи.
– Вернёмся к кластеру, который мы составили. Какие слова добавим в кластер? (Однородные члены.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов. А с какими однородными членами мы встретились?
– С однородными подлежащими и сказуемыми.
Учитель. Наши следующие задачи на уроке – закрепить полученные знания. Но сначала я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка
Учитель. Выполните указанные в физкультурной минутке действия.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1, 2, 3.
Дружно топаем ногами – 1, 2, 3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
VII. Первичное закрепление во внешней речи
- Работа с учебником.
– Пользуясь новыми знаниями, выполним упр. 231.
а) Чтение задания и текста зарисовки.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово натуралист?
– Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист:
Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений.
– Как вы понимаете слово зарисовка?
– Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:
Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.
– Познакомимся с зарисовкой писателя.
– Прочитайте 1-ю часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1-й части? (Однородные подлежащие.)
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1-й части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается.)
– Прочитайте 2-ю часть.
– Какие однородные члены предложения во 2-й части? (Однородные сказуемые, соединятся с помощь перечислительной интонации и при помощи союзов.)
– Слово снуют отмечено значком.
- Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора.)
– Чтобы нагляднее представить зарисовку, предлагаю посмотреть видеозарисовку, которую для вас приготовил ваш одноклассник Павел Гурьянов
VIII. Самостоятельная работа с упражнением (запись предложений, подчёркивание основы предложения).
Правило
– Союз и показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.
Задание ВПР
– Ребята, на партах лежит листочек с заданием. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно.
Задание ВПР (индивидуально)
Тест для закрепления
- 1. Однородные члены предложения…
а) отвечают на разные вопросы;
б) отвечают на один и тот же вопрос.
- Однородные члены предложения…
а) зависят от одного и того же слова;
б) зависят от разных слов.
- Однородные члены предложения…
а) связаны интонацией перечисления;
б) связаны по смыслу.
4.Укажи предложение с однородными сказуемыми.
а) Ребята на уроке изучали новую тему.
б) Ребята на уроке изучали, поняли новую тему.
- Найди и отметь предложение с однородными подлежащими:
а) В цирке выступали медведи, слоны, собачки.
б) В цирке веселили и играли клоуны.
- Включение в систему знаний и повторение.
– Встаньте те, у кого нет ошибок в данном задании?
– У кого есть вопросы? В чём затруднение?
- IX. Итог урока
- X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Над какой темой работали?
– Решили задачи, которые поставили перед собой?
– Какие члены предложения называются однородными?
Учитель. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность, выбрать верное для вас высказывание и нарисовать в тетради на полях соответствующий высказыванию рисунок.
– Смайлик поможет вам оценить свою деятельность на уроке.
– Поднимите руку, кто нарисовал первый смайлик? Почему?
– Кто второй или третий? Объясни свою оценку.
– Спасибо за работу. Молодцы!
- XI. Домашнее задание
Упр. 230, учить правила.