Праздник «Прощание с Азбукой»
Екатерина АВДЕЕВА,
учитель I квалификационной категории uимназии №184 им. М.И.Махмутова г. Казани
Цель. В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.
Задачи:
– повторить изученные звуки и буквы;
– способствовать раскрытию талантов у учащихся;
– формировать у учащихся самооценку своих достижений;
– развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам;
– воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего «я»;
– создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
– прививать бережное отношение к книгам.
Ход мероприятия
Ведущий.
Сияньем глаз лучистых
Наполнен зал притихший
И светятся улыбки,
И песня рвётся ввысь.
Сегодня в школе праздник!
И всем гостям мы рады!
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
(На экране появляется паровозик. Дети входят в класс под музыку.)
1-й ученик.
Этот поезд быстро мчится,
От границы до границы.
По степям до синих гор
На зеленый светофор.
2-й ученик.
В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд первоклассник,
Скорость набирает.
3-й ученик. Прибавляет по пути,
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
4-й ученик.
Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем зале – праздник!
«До свидания, Азбука!»
5-й ученик.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
6-й ученик.
Мы сегодня очень рады,
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
7-й ученик.
Всех знакомых, незнакомых –
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
8-й ученик.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
9-й ученик.
Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.
10-й ученик.
Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
Ну, а в третьих, я Катюшке
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»
1-й ученик.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
2-й ученик.
Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
3-й ученик.
Мы все буквы изучили,
Можем мы слова читать
И «спасибо» вот за это
Нужно азбуке сказать!
4-й ученик.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
5-й ученик.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
6-й ученик.
Буквы гласные мы любим
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
7-й ученик.
Февраль месяц за окном стоит,
Снег в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
8-й ученик.
Не печалься, азбука,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.
9-й ученик.
Все закончили недавно
Азбуку мы изучать.
Слово «Родина» и «Мама»
Знаем мы как написать.
10-й ученик.
Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык.
Ведущий. Сегодня мы начинаем праздник «Прощание с азбукой». А кем становится азбука для каждого из нас? Она становится верным другом, помощником, учителем. Из этой первой книги мы узнали обо всех буквах нашего алфавита. А помогли вам в этом учитель, родители и даже бабушки.
Ведущая. Не секрет, что иногда, а кому-то и всегда бабушки помогают делать уроки.
Также не секрет, что бабушки настолько любят своих внуков, что готовы сесть вместе с ними за парту. И таких бабушек мы хорошо знаем. Вот они. (На сцену выходят две бабушки.)
Сценка Е.Смолина «Бабушки и внуки»
1-я бабушка. Здравствуй, голубушка моя. Пойдём гулять в парк.
2-я бабушка. Да что ты, я ещё уроки не сделала.
1-я бабушка. Какие уроки?
2-я бабушка. Сейчас модно делать уроки за внуков. Вот хочу попробовать, хотя это, наверное, непедагогично.
1-я бабушка. Почему это не педагогично? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю. Если что – меня спрашивай, у меня большой опыт.
2-я бабушка. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»
1-я бабушка. Так, хорошо.
2-я бабушка. «…И днём, и ночью пёс учёный…»
1-я бабушка. Какой ещё пёс?
2-я бабушка. Ну, я не знаю, какая у него порода, может, доберман-пинчер?
1-я бабушка. Да не пёс, а кот учёный! Поняла?
2-я бабушка. А-а, поняла, поняла! Ну, я тогда сначала начну: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и днём, и ночью кот учёный… с авоськой ходит в гастроном».
1-я бабушка. С какой авоськой? В какой гастроном? Учи стихотворение снова.
2-я бабушка. Ой, у меня ещё столько уроков! Один внук в шестом классе, а другой – в первом. Его учительница просила в школу кассу принести.
1-я бабушка. Какую кассу? Из магазина, что ли? Ты меня в это дело не впутывай!
2-я бабушка. Ну, при чём тут магазин? Касса – это алфавит. Ладно, я её сама сделаю, а ты помоги решить задачу.
1-я бабушка. Так… (Берёт учебник, читает.) «С ванной соединены две трубы…» Запомни, чтобы решить задачу, нужно хорошенько представить себе то, о чём в ней говорится. «С ванной соединены две трубы» – ты представила?
2-я бабушка. Да-да, представила.
1-я бабушка. «…Через одну трубу вода вливается, через другую выливается». Представила?
2-я бабушка. Представила! (Убегая.) Представила-а-а-а!
(Выходит ведущая.)
Ведущий. Не знаю, выучил ли бабушкин внук буквы, а наши первоклассники запомнили все буквы и хотят поблагодарить свою первую книгу и попрощаться с ней, но не забывать её, потому что эти буквы нам пригодятся всегда и везде. Они нужные, сильные.
А вот как все начиналось:
1-й ученик.
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
2-й ученик.
Изменились наши игры,
Стал серьезным первый класс –
Икс и игрек, икс и игрек
В голове у нас сейчас.
3-й ученик.
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Ведущая. А сейчас для вас песня «Здравствуй, первый класс!» (Все поют песню «Здравствуй, первый класс».)
(Звучит музыка, появляется Пеппи и выносит Азбуку.)
Пеппи. Здравствуйте, ребята! Я самая прикольная и весёлая девочка на свете, а зовут меня Пеппи, длинный чулок. Сегодня у вас праздник Азбуки, которую вы прочитали от корки до корки. Поздравляю вас с этим событием. Давайте еще раз вспомним, о чём вы читали в этой книге? (Все садятся на стульчики и приготовились слушать, вдруг вбегают какие-то люди и уносят Азбуку.)
Пеппи. Ой,ой, ой! Кто это! А где Азбука? Тут какая-то записка.Что тут написано? (На слайде)
Мы Азбуку у вас украли
Её название разобрали
Как все буквы соберёте,
Быстро Азбуку найдете.
Вот вам карта, что –бы знать,
Где же буквы вам искать.
Пеппи.
Что ж , ребята!
В названии « Азбука» сколько букв?
Пять букв имеется,
Мы их все знаем и на них надеемся.
Надо буквы все собрать.
Тогда узнаем,где книгу нам искать
Мы всякую нечисть должны навестить
И в честном бою её победить.
Какая первая буква на карте?
Буква А.
Пеппи.
Ну, чтож ребята, быстро в путь,
Нужно буквы нам вернуть.
1-я остановка. (Звучит музыка « Говорят, мы бяки, буки» Выходят Атаманша и разбойники.)
Атаманша. Я – Атаманша.
Разбойники. А мы разбойники.
Все вместе. А вы уже покойники, если правильный ответ нам не дадите, то совет даём вам всем: бегите! Отгадаете наши загадки, то отдадим вам ваши буквы! (Загадки читают дети.)
- Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
- До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься.
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)
- Портфель у меня не велик и не мал,
Лежит в нем задачник,
Букварь и… (пенал).
- Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
- Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена,
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
- Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я. (Резинка)
Атаманша. Молодцы! Хорошо, вот вам ваши буквы, а мы дальше на разбой!
Пеппи.
Ну-ка, ребята, быстрее вставайте,
Поезду мчаться быстрей помогайте!
Следущая станция:
заяц хваста здесь живет,
в гости нас ребята ждет
надкусал он буквы эти
и оставил нам в пакете.
Быстро дети помогите,
буквы вы восстановите. (Дописать буквы и составить из них слово.)
Д Б Р О Т А
К С А Р Т О
Ш О Л А К.
Молодцы! Получили ещё одну букву! Отправляемся дальше!
Баба-Яга. Фу-фу! Русским духом пахнет. Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.
Ведущая. Здравствуйте, бабуля-красатуля!
Баба-Яга. Здравствуйте, коли не шутите. Зачем собрались? Дело пытаете, аль от дела лытаете?
Ведущая. Дело пытаем.
Баба-Яга. Ну, коль дело, ладно! Терпеть лодырей и бездельников не могу! На питание только и годятся.
Ведущая. Мы не лодыри. Мы прочитали свою первую книжку – азбуку. И сегодня с ней прощаемся и знакомимся с новой книгой – литературное чтение.
Баба-Яга. Давайте и моё задание выполните!
Определите на слух, какие слова спрятаны в тех из них, которые вы услышите.
хлев машина
столб уточка
коса мрак
полк щель
удочка укол
Ладно! Молодцы! Поезжайте дальше.
Следущая остановка. (Звучит музыка, вбегает Ужастик.)
Ужастик. Я Ужастик! Я ужасный!
И я очень, очень страшный!
По ночам я прихожу, всех пугаю, всех бужу!
Разгадайте мое задание.
А то приду к вам ночью на свидание! УУУУУУ!
Пеппи. Ой, как страшно! Что у тебя за задание!
Ужастик. Составьте из данных слов предложения:
КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.
ВСЯКОМУ МИЛА РОДНАЯ СТОРОНА.
Надо же, справились. Забирайте свою букву У
Пеппи.
Что ж ,ребята, снова в путь!
С Кощеем нам нужно справиться как-нибудь!
Кощей.
Я – Бессмертный Кощей!
Не люблю я детей.
Так что смотрите, меня не гневите!
Быстро отвечайте и букву получайте.
Очень сказки я люблю, но за всю свою бессмертную жизнь стал их забывать.
Половину помню, половину нет. Угадайте, какие сказки я знаю:
Жёлтая кепочка.
Илья – царевич и серый кабан.
Гадкий цыплёнок.
Сказка о рыбаке и акуле.
Луковая девочка Чапилина.
Кощей. Отгадали, вот вам буква.
Пеппи.
Ребята, все мы буквы отыскали
И слово вместе прочитали. АЗБУКА.
Ведущая. Давайте, ребята, позовём её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждём тебя.
Азбука. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, королева Азбука!
Тому, кто хочет много знать, кто хочет книги прочитать:
Про горы и долины, про водные глубины,
Про реки, звезды и моря… не обойтись им без меня!
– Все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. Мы все жители волшебной страны – Букварины, которая расположена на страницах вашей Азбуки. И пришла я к вам сегодня, не случайно. Сегодня вы отправляетесь в далекое путешествие – в мир книг, в страну Литературию. Пришла со мной и моя королевская дружина – все 33 моих богатыря, которым я поручаю сопровождать вас в путешествии. Они никогда вас не покинут и помогут в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать по именам! И приготовила, ребята, я для вас задание.
Ведущая. Это кто еще к нам стучится?
Чтение. Здравствуйте, ребята! Я вас заждалась! И не я одна. На нашей почте накопилось много телеграмм от литературных героев. Только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться от героев, каких сказок пришли телеграммы на ваш праздник и кто автор этих сказок. Поможете?
Ведущая. О чем речь! Ребята надежные, что хочешь, отгадают!
(Чтение читает телеграммы. На слайдах.)
- Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. («Кот в сапогах» Ш. Перро.)
- Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку. («Золушка» Ш.Перро.)
- Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин.)
- Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар–победитель сделал мне предложение. («Муха-цокотуха», К.Чуковский.)
- Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. («Колобок» русская народная сказка)
Азбука. Молодцы, ребята!
Чтение. Да, хорошие у вас ребята! Эти меня быстро прочтут.
Азбука. За это я ручаюсь!
Ведущая. Уважаемые азбука и чтение! Наши ребята приготовили вам сюрприз – песня про Азбуку.
Азбука. Дорогие ребята, большое спасибо вам за праздник. Я с радостью передаю вас чтению. Желаю вам интересного и познавательного пути по стране Литературии.
Чтение. А я с удовольствием принимаю эстафету от азбуки и передаю слово библиотекарю нашей школы.
Библиотекарь. Ребята! Я с интересом наблюдала за вами на этом празднике и увидела, как вы повзрослели и поумнели. Глядя на вас, я поняла, что вы любите читать книги, потому что отвечали на сложные литературные вопросы. Главное, что вы подружились, а дружба и знание книг помогли вам в этом. Я с большим удовольствием приглашаю вас записаться в библиотеку, чтобы продолжить ваше путешествие по стране Литературии. А чтобы путешествие было интересным, я вручаю вам грамоты. (Азбука, чтение, библиотекарь дарят детям книги.)
Чтение. Наш праздник подошел к концу, но я, ребята, с вами не прощаюсь. В добрый путь!
Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И целый год мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)
– Слово предоставляем родителям.
Учитель.
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы : «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья
2 бабушки-
Ведущий-
Пеппи-
Азбука-
Атаманша-
2 разбойника-
Баба яга-
Ужастик-
Кощей-
Чтение-
Библиотекарь-
Учитель —
Родитель-