Праздник «Карга боткасы»

 

Елена АВЕРИНА, Оксана ВАЛИЕВА, Ландыш ХАРИСОВА, 

воспитатели детского сада № 185 г. Казани

Татьяна ЛИСИНА,

учитель-логопед детского сада № 185 г. Казани 

Цель: сохранение культуры и традиций народов, живущих на территории Республики Татарстан.

Задачи:

– формировать бережное отношение к родному татарскому языку, обычаям и культуре народов, живущих в Татарстане;

– знакомить детей с историей появления народных праздников;

– развивать познавательный интерес к истории и традициям разных народов;

– развивать творческие способности детей;

– воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране, приобщая дошкольников к истокам духовной культуры.

Оформление: музыкальный зал оформлен в стиле татарской «деревни», украшен цветами, шарами, перелетными птицами (картинки и птицы, выполненные в стиле оригами).

Оборудование: компьютер, презентация, аудиозапись песни «Яз җитә», дрова, котелок, корзинки, муляжи яиц  и пачка «сливочного масла», мешочки с крупой, музыка по теме, татарские народные костюмы, одноразовые тарелки и ложки по количеству детей, приготовленная поварами детского сада пшенная  каша.

Ход праздника

(Звучит татарская музыка, дети старшей и подготовительной к школе групп собираются в музыкальном зале.)

Воспитатель. Добрый день, ребята! Посмотрите, как нарядно, красиво в нашем зале. Сегодня у нас состоится праздник, а какой, вы узнаете чуть позже. Отгадайте мою загадку:

Вот и кончилось время снега и льда.

Берег реки затопляет вода.

День удлиняет, ночь убывает.

Как это время дети называют?

Дети. Весна!

Воспитатель. А какие вы знаете весенние месяцы?

Дети. Март, апрель, май.

Воспитатель. Очень много стихов написали поэты о весне, послушаем их.

1-й ребенок.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц март.

2-й ребенок.

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришел апрель.

3-й ребенок.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край –

Нас теплом встречает май.

Воспитатель.

Человек открыл весну, за порог он вышел.

И увидел ручеёк и капель услышал.

И понятно стало всем, что зима устала.

Что состарилась она и весна настала.

4-й ребенок.

Тып-тып тама тамчылар,

Җырлап бәйрәм көенә.

«Бәйрәм бүген!» – дип, гүя,

Тамчылар да сөенә.

Воспитатель. Весной все в природе оживает и расцветает. А кто возвращается с приходом весны из дальних стран?

Дети. Скворцы, грачи.

Воспитатель. В давние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи. Поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилёта грачей устраивался праздник «Карга боткасы» – «Грачиная каша». И вот мы с вами тоже в честь прилета грачей и прихода весны проведем наш праздник «Карга боткасы» – «Грачиная каша».

5-й ребенок.

Мы сегодня рано встали

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!

А на улице мороз.

Снег летит колючий,

И ползут по облакам

В белых шубах тучи.

6-й ребенок.

Ждем, весна. Давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придет

Солнечное лето!

7-й ребенок.

Кара әле, дустым, кара,

Кара карга очып бара.

(В зал под татарскую музыку, танцуя, входит «весна» (воспитатель в костюме весны) и «прилетают  два грача» (два ребенка в костюмах птиц.)

1 грач.

Мин – карга, карр-карр.

Тиздән эреп бетәр кар.

Летим, летим из тёплых стран.

Летим, летим к своим друзьям.

2 грач.

Летим, летим мы к вам, друзья,

Весну на крыльях мы к вам ведем.

8-й ребенок.

Здравствуй, милая весна.

Ты душиста и ясна.

Зеленеют лес и луг!

И зовёт тепло лучей,

На прогулку всех детей

9-й ребенок.

Яз килә, яз килә!

Сыерчыклар килә!

Гөрләшеп, сайрашып,

Җырчы кошлар килә!

Весна.

Вы, ребята, не скучайте –

Весну красную встречайте.

Снег да холод прогоню,

Тепло с юга принесу.

Побегут кругом ручьи,

Брызнут солнышка лучи,

Ярче вы лучи, сияйте

И земельку согревайте.

Зеленейте стебельки,

Расцветайте все цветки.

Из-за моря вереницей

Поскорей вернитесь, птицы!

Весна.

Расскажите, птицы, где вы побывали?

Расскажите, птицы, что вы повидали?

1 грач.

В жарких странах жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нет.

Бродят там слоны – великаны.

2 грач.

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы.

Там растут на пальмах бананы.

Весна.

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы дружили в странах незнакомых?

1 грач.

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

2 грач.

По скворечне, по деревьям,

По соседу – воробью.

Дети (хором).

Все мы рады вам, друзья.

Будьте с нами вы всегда.

Воспитатель. Мы очень рады приходу весны и споем ей песню «Яз җитә».

Весна.

Спасибо вам за такой прекрасный подарок.

Вы свой праздник продолжайте,

Всех вы кашей угощайте.

А мне пора, мои друзья.

Весну ведь ждут леса и поля.

(Танцуя, «весна» уходит, дети прощаются с ней и садятся на стульчики.)

Воспитатель. Во время празднования «Грачиной каши» люди радовались прилёту птиц и угощали птиц и друг друга кашей. Они считали что, кто попробует грачиную кашу, тот весь год будет здоровым и будет долго жить. А из чего варят кашу? А какие крупы вы знаете?

Дети. Из крупы.

Воспитатель. А какие крупы вы знаете?

Дети. Пшенная, манная, геркулесовая…

Воспитатель. Правильно, дети. Для того, чтобы приготовить кашу нам нужно пойти в «деревню», собрать крупу, масло, молоко, яйца, сахар.

(Звучит татарская музыка. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идёт мальчик с гармошкой, девочки с корзинками в руках. Дети останавливаются у первого дома, стучат в «дверь».)

10-й ребёнок.

Эй, хозяева!

Открывай ворота.

Если дашь нам пять яиц,

Твоя курочка снесёт сто яиц!

(Из домика выходит «хозяйка» (девочка в татарском костюме) и даёт детям в корзине «яйца». Дети под музыку с песней идут к следующему домику, стучат в «дверь».)

11-й ребёнок.

Эй, хозяева!

Дайте нам масло, дайте крупу,

Не жалейте ещё и муку.

(Из дома выходит «хозяйка» (девочка в татарском костюме) и даёт детям в корзине «масло», мешочки с  крупой.)

12-й ребёнок.

«Кар-кар!» – кричат грачи,

Есть бялеш в печи,

Если в печи бялеш есть.

Значит дома гости есть!

(В зал входят под музыку әби и бабай (воспитатели  в костюмах.)

Әби. Исәнмесез, балалар.

Дети. Исәнмесез, әби. Исәнмесез, бабай.

Әби. Будем вам помогать кашу варить на празднике «Карга боткасы» –«Грачиная каша». Принесли мы с собой молоко, сахар, казанок.

Бабай. Надо разжечь костёр, возьмём дрова, котелок и поставим кашу вариться.

Воспитатель. Пока каша варится, мы посмотрим, как наши дети танцуют, поют и играют в народные игры.

(Проводится татарская народная игра «Чума үрдәк, чума каз» с детьми старшей группы. Дети встают парами, взявшись за руки в центре зала. Ведущий стоит перед играющими детьми. На слова: «Чума үрдәк, чума каз» дети покачивают руками вперед-назад в такт музыки. «Тирән күлне ярата, шул, ярата» дети поднимают руки вверх. Ведущий, проходя под поднятыми вверх руками, берет любого ребенка из любой пары и ведет его в конец стоявших пар детей. Оставшийся ребенок становиться ведущим. Дети, играя в игру, произносят слова.)

Чума үрдәк, чума каз,  

Тирән күлне ярата, шул, ярата.

Гадел үзенә иптәш эзли,

Белмим кемне ярата, шул, ярата?

Алияне ярата, шул, ярата.

(Дети после игры садятся на стульчики.)

Сюрпризный момент

 (Под музыку в зал входит «грачиха» (воспитатель в костюме птицы) с большим казаном и исполняет танец под музыку.)

Воспитатель. Воспитанники подготовительной к школе группы специально к этому празднику выучили  песню «Сыерчык».

(Дети исполняют песню «Сыерчык» (сл. Г.Лотфи, муз. И.Шамсетдинова.)

Әби. Очень вкусно пахнет «Карга боткасы». По-моему, самое время попробовать кашу, может она уже готова? Мы играли и плясали, грачей весело встречали. А теперь пора настала вкусной кашей угощаться.

Бабай. Первую порцию каши отдадим Земле с пожеланием всем мира, спокойствия, богатого урожая.

Вторую порцию – воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле.

Третью порцию – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди.

Четвёртую – грачам с благодарностью за то, что они принесли весну.

Воспитатель. Следующая порция вам, ребята, чтобы жили дружно, росли счастливыми и здоровыми. Шестая порция – гостям. «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать!»

(Воспитатели, бабай и әби в одноразовых тарелках угощают детей кашей.)

Воспитатель. Вот и наш праздник подошёл к концу.

Шумный праздник отыгрался,

Всем раздав тепло и свет.

В сердце каждого остался,

Чистый, долгий, светлый след.

(Дети благодарят за вкусную кашу и уходят в группы с воспитателями.)