Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

№ 204

(Урок русского языка в 3 классе)

Лайсан ЯРУЛЛИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории Князевской средней школы Тукаевского района 

Цели урока:

формировать у учащихся умение писать мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

– совершенствовать умение объяснять написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Тип урока: урок  изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты:

предметные:

формировать умение грамотно писать имена существительные с шипящими на конце: с мягким знаком или без него (организовать наблюдение за правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, подвести детей к открытию способа проверки);

– способствовать развитию орфографической зоркости;

личностные:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному труду;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

– понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

– действовать по плану и планировать свои учебные действия;

– контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

– адекватно оценивать свои достижения;

познавательные:

– читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

– понимать информацию, представленную в разных формах;

– строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

– строить логическую цепь рассуждений;

коммуникативные:

– сотрудничать с соседом по парте;

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы обучения:

по источнику знаний: словесный, практический, наглядный;

по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Образовательные ресурсы: учебник (Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. – М.: Вентана-Граф. – 2013); мультимедийный проектор; карточки для работы в парах; презентация;

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Учитель.

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

– А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь.

  1. II. Актуализация опорных знаний
  2. Повторение знаний об имени существительном.

Учитель. Ребята, посмотрите, какое замечательное солнышко. Давайте проанализируем слово солнышко. Что о нём можно сказать? (Имя существительное.)

Вспомним, что такое имя существительное? Посмотрите на доску. Здесь даны утверждения. Выберите верные утверждения методом исключения:

Имя существительное – это часть слова.

Имя существительное – это часть речи.

Имя существительное обозначает признак предмета.

Имя существительное обозначает предмет.

Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?

Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.)

– Сделаем вывод, что же такое имя существительное? (Слайд 3)

– Что ещё мы можем определить в слове солнышко? (В единственном числе.)

– Докажите. (Солнышко, оно одно.)

– Спасибо. Ещё? (Среднего рода.)

– Докажите. (Солнышко, оно моё.)

– Какой шипящий звук есть в этом слове? ([ш])

– Молодцы! Знаете ли вы другие существительные с шипящими звуками? Мы сейчас проверим. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать и записывать отгадки в тетрадь. Для этого приготовим наши тетради.

  1. Минутка чистописания.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Учитель загадывает загадки.)

Отгадки: печь, ёж, мышь, плащ.

– По образцу за мной прописывайте в воздухе. (Прописывают слова вместе с учителем.)

– Пишем с красной строки, с заглавной буквы, через запятую.

– Что общего у этих слов? (Это имена существительные, единственного числа, на конце шипящий звук.)

– Подчеркнём все шипящие. ([ч], [ж], [ш], [щ])

– Посмотрите внимательно, в чём различие? (На конце некоторых слов есть ь, а на конце других – нет.)

– Интересно, почему?

III. Постановка учебной задачи

Учитель. Попробуем в этих словах сами поставить ь. (Маркером на листочке.)

 

мяч_

ключ_

лещ_

  доч_

ноч_

вещ_

 

– Двое желающих идут к доске, а остальные, возьмите сигнальные карточки и покажите мне, в каких словах вы поставите ь, а в каких нет?

– Вы согласны с мнением…? (Имя ученика.)

– Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму.)

– Какую цель мы поставим себе на наш урок? (Научиться правильно писать имена существительные с шипящим звуком на конце.) (Слайд 4)

  1. IV. Открытие нового знания

Работа в парах.

Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания ь на конце имен существительных после шипящих?

– Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. У вас на партах есть карточки. Выполните задание, пожалуйста. Будьте внимательны! У вас всё получится! Времени даю вам 1 мин.

Исследуйте слова и попробуйте сделать выводы, когда в конце имен существительных после шипящих пишется ь, а когда – нет.

Мяч, ключ, лещ, уж, карандаш.

Дочь, ночь, вещь, молодёжь, мышь.

 

 

 

 

 

 

 

– Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей.) Можно ли проверить имена существительные с шипящим на конце? Что для этого надо сделать? (Слайды 5 – 6)

(На доске крепится  алгоритм проверки.) (Слайд 7)

  1. Определить, что это слово имя существительное.
  2. Определить род и число.
  3. Если слово ж.р. в ед.ч – ь.

Если слово м.р. в ед.ч – ь.

– Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на стр. 170. Что скажете? (Наше мнение совпало с мнением автора учебника.)

– Вы молодцы! У вас получилось самим сделать открытие!

– Сейчас вернёмся к нашим словам и запишем их правильно в тетрадь: мяч, ключ, лещ, дочь, ночь, вещь.

– Вы хорошо потрудились. Сейчас можно и отдохнуть.

Физкультминутка

  1. V. Первичное закрепление

Самостоятельная работа.

Карточка № 1

Вставь, если нужно ь.

 

Реч_, багаж_, мыш_.

Учитель. Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. Работаем на карточках ручкой. У вас одна минута.

 

 

 

Карточка № 2

Найди в словах ошибки, исправь их.

 

Лучь, камышь, ночь.

 

 

 

 

 

 

Самопроверка. (Слайд 10)

Учитель. Проверьте свою работу. Над каждым правильным словом поставьте плюсик.

– Пожалуйста, оцените свою работу на пальчиках. Если ошибок нет – «5». Если одна ошибка – «4». Если две или больше ошибок, значит, ничего не ставите.

– Спасибо. Молодцы!

– Те, кто допустил ошибки, какой вывод для себя можете сделать? (Нужно ещё потренироваться…)

– Да, конечно, я уверенна, что у вас все еще получится. Это ещё только первый урок по данной теме.

  1. VI. Рефлексия

Учитель. Ребята, какое открытие вы сегодня сделали? (У имён существительных с шипящими на конце женского ррода мягкий знак пишется, у мужского рода – не пишется.)

– Сейчас проверим, как вы поняли. Я называю слова,  а вы отмечаете хлопком те из них, на конце которых мягкий знак пишется, если нет, то вы – не хлопаете.

Ночь,

– Оцените свою работу на уроке с помощью положения большого пальца.

– Спасибо! Те, у кого пальчик не вверх, какой вывод для себя вы сделаете?

– Я уверенна, у вас все получится!

VII. Итог урока

Учитель. Важна ли для вас тема сегодняшнего урока? Почему вы так думаете?

– Ребята, запишите домашнее задание.

VIII. Домашнее задание

Выучить правило; выполнить упр. 1 на стр. 170.

– Урок закончен. Ребята, спасибо за работу. (Дети встают.) Всё, свободны.