Правильное питание и здоровый образ жизни

№ 189

(Организованная образовательная деятельность в старшей группе)

Татьяна ЛАПИНА,

воспитатель детского сада №314 г. Казани

Елена ИСМАГИЛОВА,

воспитатель детского сада I квалификационной категории детского сада №314 г. Казани

Направление развития: познавательно-речевое.

Доминирующая образовательная область: познание.

Методы и приемы:

методы формирования сознания: фронтальная беседа, экспериментирование, игра, практическая деятельность;

методы стимулирования поведения: поощрение;

методы контроля, самоконтроля и самооценки: опрос, умения и навыки игровой деятельности;

методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья: физминутка, передвижение по группе, мытье рук прохладной водой.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, театрализованная деятельность.

Цель: закрепление знаний  старших дошкольников о правильном питании и здоровом образе жизни в игровой форме.

Задачи воспитания: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, навыки сотрудничества.

Задачи развития: развивать логические приемы (анализ, синтез, сравнение) мышления, поисковой деятельности, зрительное внимание и восприятие, координации речи с движением, общих речевых навыков, мелкой моторики рук, коммуникативные умения и навыки индивидуальной и групповой работы.

Планируемые результаты:

личностные: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, коммуникативный;

интеллектуальные: установление причинно-следственных связей при характеристике явлений и предметов, развитие мышления, внимания, памяти.

Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей: музыкальное сопровождение, картинки на тему: «Продукты» для игры «Составь меню на день». Овощи и фрукты для салата. Посуда, терки. Газированные напитки, молоко, вода, скорлупа от яиц, емкости для проведения эксперимента. Герой мультфильма Винни-Пух (сотрудник детского сада), мяч.

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: беседа с детьми « О полезных и вредных продуктах питания»; просмотр мультфильмов на тему «Продукты питания»; разучивание пальчиковой игры на тему: «Продукты питания».

Время проведения: 25 минут.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас интересное занятие, на котором мы поговорим о правильном питании и здоровом образе жизни. Давайте поиграем в игру «Будь здоров». Я буду вам бросать мяч, а вы ловите его и называйте, что нужно делать, чтобы быть здоровым. (Делать зарядку, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, закаляться, мыть руки с мылом, умываться, соблюдать режим дня  и т.д.)

Воспитатель. Молодцы, но о чем-то мы еще забыли сказать? Слышите, к нам кто-то идет? (Раздается всхлипывание и шум шагов. ВходитьВинни-Пух).

Винни-Пух. Здравствуйте, ребята! (Здравствуй Винни-Пух, мы тебя узнали!)

Воспитатель. Винни-Пух, а что с тобой случилось? Почему ты плачешь? Может, мы сможем тебе помочь?

Винни-Пух. У меня очень сильно болит живот и зубы. Я никак не могу понять – почему так произошло? Ведь я ел только самую вкусную пищу: пирожные, чипсы, торты, конфеты, пил цветную, сладкую газировку.

Я – обжора знаменитый,

Потому что очень сытый.

Много ем, аж тяжело дышать,

Но хочу я вам сказать.

И советов много дать:

Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет говорите слово «Нет! ».

Обязательно дождитесь окончания всего совета.

(Проводится игра «Вредные советы».)

  1. Постоянно надо есть для здоровья вашего больше сладостей, конфет и поменьше каши. Ну, хороший мой совет? Вы скажите, да или нет? (Нет).
  2. Не грызите овощей и не ешьте вкусных щей, лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад, это правильный совет? (Нет)
  3. Навсегда запомните, милые друзья, не почистив зубы, спать идти нельзя. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши! (Дети не хлопают)
  4. А когда устали и хотите спать, захватите булочку сладкую в кровать. Это правильный совет? (Нет)

Воспитатель. Нет, Винни-Пух, ты не прав. Ребята, как вы думаете, почему у Винни-Пуха заболели живот и зубы? (Он ел много вредных  продуктов; неправильно питался.)

Воспитатель. Хотите ему помочь? (Да)  Послушайте стихотворение и скажите, о чем же важном мы сегодня будем говорить?

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться,

С самых юных лет уметь.

Есть продукты и напитки, которые вкусные и полезные, есть продукты, которые мы любим, но они вредны для нашего организма. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, животы. Есть нужно в меру и питаться нужно полезными продуктами.

Винни-Пух. А какие бывают полезные продукты? Я про них не слышал. (Овощи и фрукты, т.к. в них много витаминов необходимых для нашего организма.) (Слайд №3)

Винни-Пух. Спасибо, ребята! Я понял, что значит полезные продукты. Это то, что растет в саду и огороде. Но ведь я очень люблю конфеты и красивую, сладкую газировку. Но получается, их есть нельзя? А почему?

Воспитатель. Потому, что в них очень много красителей и сахара. Предлагаю вам всем пройти в нашу лабораторию и провести эксперимент, как разные жидкости влияют на наши зубы. (Дети подходят к столу.)

– Ребята, как часто вы пьёте газированные напитки?

– Почему?

– А как вы думаете, она полезна для здоровья человека? А вода и молоко?

– Давайте разберемся, какие из этих напитков стоит пить, а какие нет.

Воспитатель. Предлагаю вам налить в стаканчики молоко, воду, Фанту, Тархун и Кока-колу. Опустить в них скорлупу от яиц и понаблюдать, что же с ними произойдет. А пока скорлупа находится в жидкостях, я хочу рассказать вам о витаминах. (Дети садятся на стульчики.) Внимание на экран. (Слайд №4) Витамины – полезные микроэлементы, которые находятся в продуктах и обозначаются буквами А, В, С, Д. Их всего 12, но сегодня я вам расскажу о четырех.

Витамин «А» очень важен для зрения и роста. Его много в моркови, сливочном масле, яйцах, помидорах, петрушке. (Слайд №5)

Витамин «В» помогает работать нашему сердцу, помогает организму бороться с разными болезнями. Его много в семенах подсолнуха, в печёнке, в мясе, в фасоли, в грецком орехе, хлебе, в молоке. (Слайд №6)

Витамин «С» укрепляет весь наш организм, защищает от простуды и других болезней. Когда его мало в пище, человек слабеет. Этот витамин есть в свежих фруктах – в апельсинах, грейпфруте, лимонах, хурме и бананах. А также в сырых овощах – помидорах, жёлтой репе, моркови, капусте, луке, чесноке. (Слайд №7)

Витамин «Д» делает наши ноги и руки крепкими,  предохраняет от размягчения костей. Он содержится в свежих яйцах, рыбьем жире и сырой капусте. Много его в молоке. (Слайд №8)

Воспитатель. А сейчас вернемся к нашему эксперименту и посмотрим, что же у нас получилось. (Скорлупа, погруженная в напиток Кока-кола,  потемнела, окрасилась в коричневый цвет, в Фанте пожелтела, в Тархуне позеленела, а скорлупа, находящаяся в воде и молоке, не изменилась.)

Воспитатель. От цветных газированных  напитков зубы, так же как и яичная скорлупа, могут окрашиваться красителями, находящимися в напитках и портиться. Ребята, какой вывод мы сделаем? (Чтобы зубы были здоровыми – не надо пить газированные напитки, а надо пить молоко и воду.)

Винни-Пух. Спасибо, ребята! Я больше никогда не буду пить эти вредные напитки. Лучше пить молоко, кисель, чистую воду, компот, чтобы быть здоровым. А вы знаете из чего можно сварить компот?

Динамическая пауза «Компот»

Будем мы варить компот. (Маршировать на месте.)

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками – «много».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.)

Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя.)

Угостим честной народ. (Хлопать в ладоши.)

Винни-Пух. Ребята, а одним компотом сыт не будешь. А чего бы мне еще полезного съесть?

Воспитатель. Давайте мы составим для Винни-Пуха полезное меню? (Конечно, составим.)

– Ребята, а сколько раз в день мы кушаем? (4 раза.)

– А как называются эти приёмы пищи? (Завтрак, обед, полдник, ужин.)

– Когда завтрак? (Утром.) Обед? (Днем.) Полдник? (После сна.) Ужин? (Вечером.)

– Что полезно есть на завтрак? (Каша, чай, молочный суп, какао, булочку с сыром и маслом.) (Слайд №9) На обед? (Салат овощной, суп, картофель, котлеты, макароны, компот, кисель.) (Слайд №10) На полдник? (Катык,  молоко, ряженку, пирожок, печенье)(Слайд №11). На ужин? (Тушеная капуста, , творожная запеканка, чай.) (Слайд №12)

Воспитатель. Сейчас мы разделимся на две команды и с помощью картинок составим меню на день для Винни-Пуха. (Карточки-обозначения: завтрак, обед, полдник, ужин.) И помните – меню должно быть полезным. (Работа командами – за столом стоя.Взаимопроверка)

Обсуждение

– Что вы предлагаете ему на завтрак?

– А вы что предлагаете, Винни-Пух, на обед?

– А что он будет, есть на полдник?

– А чем будет ужинать?

Воспитатель. Молодцы! Вы составили прекрасное меню для Винни-Пуха.

Винни-Пух. Спасибо большое, ребятки, за ваше меню. Теперь я буду питаться правильно, и у меня не будет болеть живот.

Младший воспитатель. Ребята! Винни-Пух! А хотите, я вас научу делать  полезный для здоровья салат. Назовите, что вы видите на столе? (Морковь, свекла, яблоки, терки.) Для того, чтобы у нас получился салат, нужно все ингредиенты натереть на тёрке. Мне нужны помощники. (Дети делятся на две команды.) Первая команда делает салат с младшим воспитателем. Вторая с воспитателем. Прежде чем мы начнем готовить салат, нужно…(помыть руки, надеть фартук и колпак). Как нужно пользоваться тёркой? (Осторожно. ) Почему? (Чтобы не порезаться  и не поранить себя.) (Включается спокойная музыка.)

Воспитатель. Ура! Наши салаты готовы. Вы – большие молодцы. Очень хорошо справились с заданием. Но как же мы их назовём? ( Витаминный, разноцветный, вкусный, полезный т.д.)

Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие. Дети, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Что вы узнали нового? (Как составлять меню, что всегда нужно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, проводить эксперименты, узнали про витамины в продуктах.) Понравилось ли тебе, Винни-Пух, у нас в гостях?

Винни-Пух. Да. Спасибо вам огромное, я узнал много нового и полезного и даже научился готовить витаминный салат. Поспешу рассказать своим друзьям. Прощайте! Будьте здоровы!

Дети. До свидания, Винни-Пух. Приходи к нам еще.