Практическое применение инновационных технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности

№ 109

Зульфия КАРИМУЛЛИНА,

заместитель директора по воспитательной работе, учитель музыки высшей квалификационной категории средней школы №171 г. Казани

Программа «Музыка», разработанная под научным руководством Е.Д. Критской для общеобразовательной школы, изменила подходы к изучению музыки в школе, к теории и практике музыкально-эстетического воспитания. Она направлена не только на усвоение системы знаний по музыке, но и на развитие творческих способностей на самореализацию личности школьников. При всех достоинствах в рамках одного недельного часа урок музыки не может выполнить всех задач музыкального воспитания. Вот почему творческая самореализация личности обучающихся продолжается во внеурочной деятельности.

Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.

Благодаря мультимедийным программам, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, рассуждать, размышлять).

Использование компьютерных обучающих и развивающих игр и тренажеров на уроках музыки особенно эффективны в тех случаях, если необходимо увидеть, усвоить понятие, почувствовать, т. е. получить представление о материале более широко.

Программы по музыке предоставляют много возможностей для музыкального обучения школьников, а их применение разрешает сделать изучения учебного материала интересным, наглядным и захватывающим.

Существующие программы, которые можно использовать для уроков музыки в общеобразовательных школах и во внеурочной деятельности, можно условно разделить на следующие группы:

– музыкальные редакторы;

– энциклопедии;

– игровые программы;

– программы-тесты и викторины;

– комбинированные программы.

Вместе с тем, можно отметить, что разные компьютерные программы рассматриваются нами как новая форма предъявления знаний, которые способны стимулировать механизм познавательной деятельности на уроке.

Любая из представленных музыкальных программ разрешает в комплексе решать основные задачи музыкального обучения и может использоваться учителем на разных этапах обучения. В зависимости от цели, которую ставит учитель на уроке музыки, будут выбраны типы программ для изучения музыкального искусства.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и анимация, и телевизионное изображение,  графика, и звук. Грамотное использование компьютера может помочь решить нехватку наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету музыка.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: объяснения нового материала, закрепления темы, обобщения и систематизации пройденного материала для проверки домашнего задания, и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты, музыкальные викторины, контрольные вопросы и задания, презентации и проекты.

Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников только одним показом презентации. Нужно обязательно знакомиться с авторскими разработками уроков с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами.

Так, например, на сайте «Детям о музыке» – http://www.muz-urok.ru/muz.htm можно найти большое разнообразие материалов: видео-уроки музыки, музыкальные сказки, гимнастика на занятиях, беседы о музыкальных инструментах и многое другое. Все эти материалы можно скачать и использовать для увлекательных уроков музыки и во внеурочной деятельности.

Главная страница сайта выглядит так:

32

На сайте http://music-fantasy.ru/ можно найти караоке детских песен, тематические аудио сборники, разработки уроков, статьи, музыкальные мультфильмы, методическая и музыкальная литература, нотные сборники и многое другое, что могло бы пригодиться для работы на уроке и во внеурочной деятельности.

87

Для пения различных песен или сочинения существуют программы как Vocal Jam или Kar Maker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни, всё это способствует огромному интересу у учащихся. Vocal Jam служит не только для развлечения, но и в развивающих целях. В основе программы лежит уникальная методика, которая помогает развить музыкальный слух путем выполнения несложных вокальных упражнений и напевов с «попаданием» в ноты, отображающиеся на экране. Также есть курс сольфеджио.

77 75

Довольно таки часто приходится использовать на уроке и во внеурочной работе видеоролики. В этом может помочь программа www.movavi.ru, которую можно скачать на компьютер и использовать при необходимости.

Movavi Video Suite – это пакет программ на русском языке, который поможет без труда смонтировать отличный фильм, музыкальный клип или слайд-шоу, даже если совсем новичок в создании видеороликов. Накладывать музыку, применять визуальные эффекты, добавлять титры и стильные переходы – обрабатывать видео на свой вкус!

547

Для изучения композиторов-классиков можно использовать программу «Энциклопедия классической музыки». В ней представлены история созданий известных произведений, биографии композиторов, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащиеся смогут самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении.

Веб-квест – один из современных методов. Это сайт в интернете (https:lessonsofmusic.jimdo.com) с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.  Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из интернета. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к  самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя.

Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти в большом количестве книг и в интернете.

Особо любимы детьми электронные физминутки, в которых автоматически воспроизводятся музыкальное сопровождение и несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, с большим удовольствием танцуют и выполняют упражнения под музыку со сказочными героями. Можно предварять их стихами, объясняющими детям, как следует проводить гимнастику.

Данные физкультминутки можно включать в любой урок. В ИКТ можно найти множественное количество ярких, красочных физминуток, набрав  в строке браузера «Электронная физминутка» (например «Весёлые лягушата», «Весёлая зарядка», «Чунга-чанга» и др.). Такие физминутки можно проводить как  на уроке музыки, так и во время внеклассных мероприятий с залом.

Электронные физминутки позволяют снять мышечное напряжение и поднять настроение. А значит, и  усвоение учебного материала пройдёт быстрее и легче, и здоровье детей не будет страдать.

На уроках музыки и во внеурочной деятельности можно также использовать музыкальное направление, как Body Percussion,  в котором тело используется в качестве музыкального инструмента. Эту технологию можно использовать при выполнении ритмических упражнений.

Многие из нас в детстве занимались Body Percussion, вот только называлось это совершенно по-другому – «ладушки», «танец маленьких утят» – многие детские танцы и игры, направленные на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы этого музыкально-танцевального направления. Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы.

В Body Percussion входят следующие элементы: притопы различной силы, шлепки одной или двумя руками, хлопки раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами, также ребята могут придумать какие-то элементы сами.

111 122 242

Изучив элементарные простейшие длительности нот и пауз, обучающиеся вполне смогут прочитать с листа ритмический рисунок по данной партитуре.

Овладеть элементами Body Percussion может каждый желающий, ведь инструмент всегда под рукой. Начинать следует с отбивания простых ритмических рисунков ладонями, после этого можно добавлять различные вариации с притопами и щелчками на свой вкус.

Техника body percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, ведь она помогает ученику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.

Традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):

– Stomp – шагание ногами по полу или резонирующей поверхности;

– Patsch – хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);

– Clap – хлопанье в ладоши;

– Click – щелчки большим и средним пальцами.

Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, можно импровизировать, изобретать новые звуки, разучивать коллективные композиции.

Таким образом, применение новых инновационных технологий на уроке музыки решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение интереса к музыке, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся, воспитание активности и самостоятельности; формирование эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления, достижению нового качества обучения. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания. С помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир, всё это делает урок более эмоциональным, привлекательным, ярким, что способствует формированию интереса учащихся к изучению данного предмета.

Литература:

  1. Долгушин С.Л. «Мир музыки» как эксперементальная программа //Развитие художественно-творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях: Материалы I-ой Сибирской региональной научно-практической конференции (3-7 декабря 2001, г.Омск). – Омск: Мир музыки, 2001.
  2. Дьячкова Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки. – Биробиждан, 2004.
  3. Трушкина И.М. Анализ педагогических аспектов творческого развития личности в процессе музыкального обучения по эксперементальной программе «Мир музыки». – Омск: Мир музыки, 2001.
  4. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании (Материалы конференции 7-11 декабря 1999 г.). – М., 1999.
  5. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Чекризова М.Б. Обобщение инновационного педагогического опыта «Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки» 19.10.2012
  7. multiurok.ru «Музыкальное направление – Боди перкуссия»
  8. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5 – 7 классах //Компьютер в школе и семье. – К., 1999. – № 3. – С. 33 – 37.
  9. https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie-bodi-pierkussiia.html