Практическая реализация общей образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» в детском саду в рамках сетевой инновационной площадки

 № 161

Гульназ НАСРУТДИНОВА,

старший воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №131 г. Казани

Елена ЯРУСОВА,

старший воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №131  г. Казани

Юлия ОСИПОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №131 г. Казани

С сентября 2016 года наш детский сад «Стрекоза» включен в состав сетевой инновационной площадки Института развития образования РТ по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение». Программа предлагает детскому саду возможности для выполнения поставленных задач и направлена, прежде всего на подготовку детей к жизни в современном быстро изменяющемся мире, развитие их способности и желания учиться, укрепление детской психики, повышение устойчивости к стрессами нагрузкам и предлагает конкретные формы работы по достижению этих целей.

Сопровождение инновационной площадки осуществляется Институтом развития образования РТ. Нами была создана команда, в которую вошли заведующий, старшие воспитатели, специалисты, воспитатели и родители. С учетом данной Программы рабочая группа детского сада №131 разработала основную образовательную программу, учитывая тип дошкольной организации, условия реализации образовательной деятельности, а также образовательные потребности участников этой деятельности.

Экспериментальная работа по апробации новой модели образовательной деятельности была разделена на этапы.

На первом этапе реализации мы приобрели наглядный материал и методическую литературу,  были определены две группы среднего дошкольного возраста, в которой педагоги стали изучать методическое оснащение программы и проектировать развивающую среду. В настоящее время  в группах, где реализуется данная программа, функционируют  центры активности и каждый развивающий центр стал местом для самостоятельно творчества детей, экспериментирования и поиска новых идей. Мы постарались, чтобы каждый центр удовлетворял детскую потребность в создании чего-то нового, исследовании их свойств и возможностей. Созданные педагогами нашего детского сада переносные авторские мультимодальные ширмы позволяют трансформировать пространство под замысел игры. Одновременно мы стали расширять образовательные возможности наших кабинетов, студий, холлов. В детском саду оборудована макросреда, которой пользуются не только «вдохновенцы», но и другие группы детского сада. Оборудованы кабинеты: речевого развития, психолога, логопеда, мини-музей, холл безопасности, «Творческая мастерская».

На втором этапе рабочая группа педагогов начала апробацию технологии «Детский совет», как формы организации детей, способствующей  развитию эмоционального интеллекта, социальных и коммуникативных способностей,  взаимопонимания и толерантности, а также поддержке инициативы, самостоятельности, любознательности  в разных видах деятельности. Изучив соответствующие методические рекомендации и  опыт работы наших коллег, мы пришли к выводу, что строгой структуры Детского совета нет, главным преимуществом  данной технологии в том, что она формирует у детей умение планировать свой день. Детский совет проводится утром,  после завтрака, до начала активных игр и занятий, чтобы придать им целенаправленность и организованность. В обсуждении и планировании дня периодически принимают участие педагог-психолог, учитель-логопед, а также родители. Одной из составляющих Детского совета как говорят наши воспитатели, это – обмен новостями, так как предоставляется возможность поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей носят различный характер. Задача педагога – выслушать каждого ребенка.  На этом этапе дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства.

Как показала практика, самый сложный этап Детского совета это – выбор темы и планирование. Педагоги прилагают максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге подводят их к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события. После определения темы дети подходят к Доске выбора, где с помощью специальных обозначений выбирают центры активности.

При планировании воспитатели заранее определяют наиболее «сложный» центр, где может потребоваться помощь взрослого. Как правило, это центры экспериментирования и  математики. Для организации образовательной деятельности по математике в детском саду используется учебный комплект «Мате: плюс» Математика в детском саду». В процессе работы с данным комплексом наибольший интерес вызвал счетный материал «медведи» и сюжетные игровые поля. Детям нравится играть за столом с фишками, кубиками, где ребята придумывают разнообразные постройки, успешно пользуются карточками и схемами-подсказками для детей. Помимо  заданий и  игр, предложенных системой «Мате: плюс» Математика в детском саду», дети самостоятельно придумывают игры, экспериментируют с основными геометрическими фигурами, придумывают друг другу задания. Так незаметно, в процессе игры, дети совершают различные математические действия, пополняют свой активный словарь математическими терминами. В совместной деятельности педагогов и детей мы поняли, что чем увлекательнее будут занятия, тем быстрее сформируется у детей интерес к обучению математике, значительнее будут их успехи.

В конце дня воспитатели совместно с детьми подводят итоги: обсуждают с детьми: «Что получилось? Что было сложным для них? Чем они хотели бы поделиться со своими друзьями?».

Наши родители также являются неотьемлемой участниками учебного процесса. С их помощью постоянно обновляется развивающая предметно-пространственная среда. Так в группах с помощью родителей создаются тематические уголки, изготовляются театральные маски и костюмы, приносятся нетрадиционные дидактические материалы, перестраивается мебель под новые требования. В рамках реализации образовательных проектов семьи воспитанников активно  участвуют в воспитательных мероприятиях.

По итогам работы по апробации программы «Вдохновение» мы можем говорить о первых положительных результатах.  В первую очередь это позитивные изменения в развитии наших воспитанников. Они стали более открытыми, инициативными, а застенчивые дети начали  выражать желания и демонстрировать свои возможности. Положительным фактором является и  увеличение количества дошкольных групп, которые присоединились к «Вдохновенцам». Педагоги, работающие по данной программе – творческие, активные, ищущие новые подходы в работе с детьми. Приятно отметить и тот факт, что с каждым днем преображается  развивающая предметно-пространственная среда данных групп.

Опыт работы был представлен нашим детским садом в рамках Всероссийского семинара-практикума для руководителей и педагогов «Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» и на республиканских научно-практических семинаров для руководителей и педагогов ДОО «Реализация инновационных направлений в деятельности дошкольных образовательных организаций: презентация ПООП ДО «Вдохновение» в контексте реализации ФГОС ДО». В целом, планомерная, продуманная работа, правильная мотивация и грамотное сопровождение педагогов и специалистов образовательных организаций способствует достижению положительных и качественных результатов в ходе реализации ФГОС дошкольного образования на основе ООП «Вдохновение».

Мы надеемся, что сегодняшний  представленный опыт работы нашего коллектива вдохновит наших коллег из других детских садов на новые творческие идеи и дела! Пусть и у них в сердцах тоже поселится ВДОХНОВЕНИЕ!