Повышение родительской активности в воспитании и развитии детей с ОВЗ
Повышение родительской активности в воспитании и развитии детей с ОВЗ
Фарида БАГРОВА,
педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №42»
г. Казани
Одним из главных условий для работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является активное участие родителей в образовательном процессе, и участие в реализации адаптированных программ.
На сегодняшний день психологи и педагоги замечают большую связь между психологической обстановкой в семье, степень гармоничных отношений родителей с ребенком, правильно организованная психолого-педагогическая коррекционная работа с семьей и дальнейшее развитие и социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок имеет право получать качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их отклонения в развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому они нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Особый интерес направлен на взаимодействие родителей, воспитателей и детей, семья выступает в качестве основного участника единого образовательного процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.
Родители детей с ОВЗ не имеют представления о методах и приемах коррекционной работы с детьми, они не готовы принимать активное участие в их образовательной деятельности. Некоторые родители негативно относятся к психолого-педагогической коррекционной деятельности; у родителей недостаточно объем знаний о структуре дефекта, которые им необходимы для активного участия в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с родителями в этом направлении имеет определенную специфику. Возникает проблема формирования готовности родителей к взаимодействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов.
К сожалению, некоторые педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников.
И поэтому для решения этой проблемы разработан учебно-методический комплекс для педагогов с целью активного включения родителей в образовательный процесс.
План мероприятий по повышение родительской активности в воспитании и развитии детей с ОВЗ
№ | Направление деятельности | Мероприятие | Срок проведения | Ответственный |
1. | Активизация интереса педагогического коллектива к проблеме – детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ | Педагогический совет
|
Сентябрь
1-го уч. года |
Психолог |
2. | Повышение психологической и педагогической компетентности педагогического коллектива в области физического и психического развития ребенка с ОВЗ | Методические объединения,
Семинары-практикумы |
Октябрь
1-го уч. года |
Психолог |
3. | Мастер-класс для воспитателей по проведению практических семинаров-тренингов с родителями детей с ОВЗ | Мастер-класс | Ноябрь
1-го уч. года |
Психолог |
4. | Активизация интереса родителей детей с ОВЗ к проблеме – детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ | Родительское собрание | Октябрь
1-го уч. года |
Воспитатели групп с детьми с ОВЗ |
5. | · Обогащение педагогического опыта родителей: осознание базовых потребностей ребенка с ОВЗ для его комфортного психофизического развития. | Круглый стол «Родительского клуба» | С ноября 1-го уч.года и на протяжении всего срока реализации проекта | Воспитатели групп с детьми с ОВЗ |
6. | Овладение родителями практическими навыками в области физического и психического развития ребенка с ОВЗ | Семинары-практикумы, мастер-классы | Февраль
1-го уч. года |
Воспитатели групп с детьми с ОВЗ |
7. | · Осознание родителями собственных психофизических проблем и их влияние на взаимоотношения с ребенком (с ОВЗ) | Семинары-практикумы | Октябрь
2-го уч. года |
Психолог |
8. | · Практическая психологическая помощь родителям детей с ОВЗ | Семинары-тренинги снятия напряжения, тревожности, формирования жизненной стойкости | С ноября 2-го уч.года и на протяжении всего срока реализации проекта | Психолог |
9. | · Овладение умениями эффективного взаимоотношения с ребенком с ОВЗ. | Семинары-практикумы | Февраль
2-го уч. года |
Воспитатели групп с детьми с ОВЗ |
10. | · Консультативная помощь воспитателям по обучению и взаимодействию с родителями детей с ОВЗ | Индивидуальные и групповые консультации, беседы-разъяснения | На протяжении всего срока реализации проекта | Психолог |
11. | · Подведение итогов проекта | Конференция, педагогический совет, методическое объединение, семинары, круглые столы | Май каждого учебного года | Заведующая МАДОУ, старший воспитатель, психолог |
Приложение
План работы «Родительского клуба».
Предполагается проведение занятий на протяжении трех учебных лет. Вначале группы родителей формируются в зависимости от возраста детей, далее группы объединяются, и формирующая работа проводится уже со всеми родителями вместе.
План занятий на первый учебный год:
Занятие 1 — «Давайте познакомимся». Цель: построение партнерских отношений между педагогами и родителями, и ознакомление с правилами работы в группе;
Занятие 2 — «Модели семейного воспитания». Цель: сформировать у родителей представление о стилях семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятие 3 — «Мы такие разные». Цель: изучить семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; сформировать у родителей представления об особенностях детского поведения.
Занятие 4 — «Мама и Папа». Цель: определить роль родителей среди участников клуба; помочь научиться смотреть на мир глазами ребенка.
Занятие 5 — «Встреча с внутренним ребенком». Цель: познакомить родителей со своей внутренней частью личности, помочь принять и переработать свои детские переживания.
Занятие 6 — «Созависимость-зависимость». Цель: закрепить понятие «здоровый образе жизни»; научить родителей следовать режиму дня; профилактика созависимого и зависимого поведения в семье.
Занятие 7 — «Семейный праздник». Цель: создать условия, которые мотивируют родителей на объединение усилий с членами клуба для достижения положительных результатов в вопросах развития детей, а также повысить уровень детско-родительских отношений. Научиться делиться опытом семейного воспитания и общаться друг с другом.
План занятий на второй учебный год:
Занятие 1 — «Родительские позиции». Цель: осознание собственных родительских установок, научить делить их на «мешающие» и «помогающие» в процессе развития ребенка; профилактика негативных проявлений в поведении детей.
Занятие 2 — «Большой-маленький Я». Цель: закрепить знания о способах эффективного взаимодействия родителей и детей; научить навыкам активного слушания.
Занятие 3 — «Я-родитель». Цель: расширить возможность умения понимать своего ребенка, способствовать овладению навыком раскрытия своих чувств и повышение родительской самооценки.
Занятие 4 — «Понять и простить». Цель: помочь понять родителям причину формирования поведения ребенка, его потребностей и внутренних переживаний.
Занятие 5 — «Я устал!». Цель: создать позитивное настроение, научить родителей приемам психологической саморегуляции, снятие мышечного напряжения. Развивать навыки управления стрессом.
Занятие 6 — «Мы вместе». Цель: помочь расширить функцию ролей каждого родителя в семье, стимулировать их к включению ребенка в жизнь семьи. Помочь родителям и детям ощутить удовольствие от совместной деятельности.
Занятие 7 — «Я-особенный». Цели: помочь родителям понять психологические особенности своего ребенка, создать ситуацию взаимодействия и сотрудничества с членами клуба, повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.
Занятие 8 — «Я учусь понимать тебя». Цель: развивать способность понимать чувства друг друга, уметь сопереживать. Помочь оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Занятие 9 — «Наказания и поощрения». Цель: познакомить родителей с приемами построения гуманных взаимоотношений в семье, гармонизировать детско-родительские отношения, формировать ответственное отношение родителей к воспитанию физически и психологически здорового ребенка.
Занятие 10 — «Отдых для души». Цель: создать условия, которые мотивируют родителей на объединение усилий с членами клуба для достижения положительных результатов в вопросах развития детей, а также повысить уровень детско-родительских отношений. Научиться делиться опытом семейного воспитания и общаться друг с другом.
План занятий на третий учебный год:
Занятие 1 «Я – профессионал!». Цель: расширить возможность понимания психологических особенностей своего ребенка, повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми.
Занятие 2 «Мы и наш ребенок». Цель: создать условия для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка; способствовать повышению значимости безусловного принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
Занятие 3 «Домашнее задание». Цель: познакомить и обучить родителей приемам выполнения совместной работы с детьми в домашних условиях. Способствовать сближению в совместной деятельности детей и родителей.
Занятие 4 «Ребенок, имеет право на….». Цель: обобщить знания родителей об основных правах ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Занятие 5 «Учимся радоваться жизни». Цель: создать условия, которые мотивируют родителей на объединение усилий с членами клуба для достижения положительных результатов в вопросах развития детей, а также повысить уровень детско-родительских отношений. Научиться делиться опытом семейного воспитания и общаться друг с другом.
Занятия построены таким образом, что в конце каждой встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми.
Список используемой литературы:
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
- Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
- Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
- Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
- Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
- Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
10.Зверева О.Л. Работа с молодой семьей.М.,1991
- Взаимосвязь детского сада и семьи на современном этапе:методические рекомендации к спецкурсу/ Сост. И.В. Корниенко Комсомольск — на -Амуре,1996
12.Бодалев А.А., КараковскийВ.А.,Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Педагогика. – 1991. – №5. – С. 14.
- Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.
- Кожанов И.В., Кожанова Т.М. Клубная деятельность как способ повышения родительской компетентности в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;