Повышение мотивации учащихся при помощи игровых технологий: создание задач «Что? Где? Когда?»

№ 135

Илья АНИКЕЕВ,

учитель истории и обществознания I квалификационной категории IT-лицея КФУ

Ринат ФАРХУТДИНОВ,

ученик X класса IT-лицея КФУ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) развитие личности ребенка является приоритетом образовательной и воспитательной деятельности школы. Решение этой задачи требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок неизменно остается основной единицей обучающего процесса, но требования к его проведению изменились. Системно-деятельностной подход предполагает другую структуру урока, которая отличается от привычной. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, урок рефлексии, урок систематизации знаний, урок развивающего контроля – всё направлено на формирование самостоятельности учащегося и развития целого ряда необходимых в жизни компетенций. Помимо этого, требования ФГОС к развитию личности учащегося не ограничиваются активной деятельностью ребенка на уроке, но и предусматривают дополнительные часы внеурочной деятельности.

С учетом современных требований к построению урока, опоры на системно-деятельностный подход и необходимости выстраивать индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика в классе, перед учителем стоит сложная задача – повышение мотивации учащихся, создание ситуации успеха на каждом уроке, изменение роли учителя, который теперь становится тьютором и наставником, а не единственным транслятором знаний. Этому способствовало не только внедрение нового ФГОС, но и быстрое развитие современных технологий, которые прочно входят в нашу жизнь, изменяя все сферы общественной жизни. С появлением компьютера и интернета школьники все чаще с головой уходят в видео- и онлайн-игры, забывая об учебе. Учащимся гораздо интереснее играть, чем спокойно слушать учителя и выполнять рутинную работу на уроке.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые технологии актуальны на любой ступени обучения и любом этапе урока. Игровые технологии в практике учителя это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса. У любой игры есть ряд преимуществ:

  • игра отличается четко поставленными и направленными на результат целями – педагогической и игровой;
  • может использоваться как средство мотивации к достижению этих целей;
  • правила игры подчиняют себе учебную деятельность, при этом материал урока выступает ее средством;
  • игра предусматривает игровое вознаграждение.

Являясь тренером школьной команды по игре «Что? Где? Когда?», я поставил перед собой задачу вовлечения в это интеллектуальное движение всех своих учеников. Применение на каждом уроке таких задач сулило достижение неплохих результатов как при изучении предмета, так в конкурсном и олимпиадном движении. Однако, в силу специфичности самой игры и подачи материала, сложности структуры вопросов, необходимости изучения огромного массива материала и обладания энциклопедическими знаниями, элементы данной игры оказались доступны не каждому. Безусловно, для выявления олимпиадников и мониторинга уровня знаний учащихся, данный метод подходил отлично, однако мне было необходимо повысить мотивацию всех учащихся к изучению гуманитарных дисциплин и способствовать вовлеченности всего класса в процесс обучения.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» является игрой очень высокого уровня сложности с вопросами, которые носят зачастую отрывочный характер, относясь ко многим предметным областям. При составлении задач данной игры, акцент делается на каком-либо определенном факте, который и является правильным ответом на вопрос, а вся остальная информация должна подтолкнуть к нахождению верного ответа. Сужая предметную область и переводя ее в определенную плоскость одной-двух тем урока, мы можем повысить количество верных ответов, при этом научив ребят не только отгадывать готовые вопросы, но и демонстрировать алгоритм создания своих.

Приведу пример одного из таких заданий, по всеобщей истории 9 класса на тему «Переход от традиционного общества к индустриальному»: «ОН является явным воплощением эпохи Нового времени. В 2010 году в свет вышла книга известного южнокорейского экономиста и публициста Ха Юн Чанга под названием «23 факта о НЕМ, которые от вас скрывают». По мнению американского гангстера Аль Капоне, ОН является «законными рэкетом правящего класса», а Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Кубы Фидель Кастро говорил, что «у НЕГО нет никаких моральных и этических ценностей, так как всё продаётся». Назовите ЕГО». Правильный ответ – «капитализм».

Данные задания эффективно применять во время групповой работы, когда ребята могут, поработав в команде, воссоздать алгоритм правильного ответа. Помимо этого, учащиеся получают много дополнительной информации, которой зачастую нет в школьном учебнике. В любом вопросе делается одна-две прямых подсказки и несколько более отдаленных. В зависимости от знаний учащихся можно уровень вопросов делать более легким или наоборот. Еще одним преимуществом данного типа заданий является то, что задачи могут быть применимы на любом этапе урока, будь то актуализация знаний, рефлексия или дифференцированное домашнее задание. Использование задач игры «Что? Где? Когда?» на уроке позволяет мне не только повысить мотивацию к изучению предмета, но и способствует активному участию учеников в творческой и проектной деятельности.

Вот пример нескольких задач учеников 10-11 класса. «Этот собор посвятили одному из российских императоров, но построен он был лишь после смерти следующего императора. Комиссии нужно было выбрать 1 из 8 проектов собора, предложенных на конкурс. По проекту победителя высшая точка собора находится на высоте 81 метр. Какой император и в каком году задумался о постройке собора?». Правильный ответ — Александр III. Собор Спаса на Крови. Комментарий: умершим императором, о котором идет речь в тексте вопроса является Александр II, убитый 1 марта 1881 года в результате покушения членов организации «Народная воля»  в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала. После этого его сын император Александр III в память об отце решил построить храм. Строительство храма было закончено только в начале XX века при правлении Николая II, следующего императора. В данном задаче постоянно возникают цифры 1 и 8, что является своего рода подсказкой.  Данный вопрос был составлен к уроку истории на тему «Культура Российской империи в XIX веке».

«Единство культуры Украины и России символизирует наличие в архитектуре обоих стран построек с одинаковыми названиями. Например, Золотые ворота есть и в Киеве, и во Владимире. Мудро было построить церкви с одинаковым названием в обоих столицах Русского государства, чтобы сохранить преемственность. Причем заложены они были одним и тем же человеком. Назовите этого человека». Речь в данной задаче идет о Ярославе Мудром и храмах Святой Софии в Новгороде и Киеве. Этот вопрос был использован на уроке истории России в 10 классе по теме: «Расцвет и упадок Древней Руси».

Или еще одна задача по теме «Внешняя политика Древней Руси в XI-XIII вв., «этот ПРОПУСК изображен и на банкноте России, и на серии из 12 марок Почты России. Примечательно, что обычно этот ПРОПУСК называют более древним словом, чем остальные 11 ПРОПУСКов из серии марок, хотя оно омофонично слову, которое по значению совершенно противоположно слову «древний». Назовите и «древнее» слово, и его современный «эквивалент». Правильный ответ — детинец или кремль. Комментарий: ПРОПУСК мы заменили на кремль. В задаче рассказывается про Новгородский кремль, по традиции – детинец, который изображен на 5-рублевой банкноте.

Вопрос по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»:  «Благодаря ЕГО группировке особое значение приобрели тракторный завод, здание элеватора, завод «Баррикада», железнодорожный вокзал. Назовите редкое природное явление, призванное ЕГО спасти». Ответ: Операция «Зимняя гроза» или «Винтергевиттер». Комментарий: операция немецких войск по освобождению 6 армии Фон Паулюса из окружения под Сталинградом во время Великой Отечественной войны.  Все перечисленные в вопросе объекты города Сталинграда являются подсказкой.

Применение таких задач на уроках истории и обществознания способствует приобщению учащихся к творческой работе: ученики сами создают интеллектуальные игры в качестве проекта по предмету каждую четверть. Также данная разработка легла в основу создаваемого в лицее школьного исторического журнала «Калейдоскоп истории» и методического пособия для учителей.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что помимо обозначенных выше преимуществ использования задач интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», применение данного метода способствует эффективному запоминанию учащимися терминов перед сдачей ЕГЭ, подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам, формированию у учащихся умения отбирать и анализировать необходимый материал и работать с различными источниками информации, а также тот факт, что такие задачи могут быть не только предметными, но и межпредметными. В качестве примера приведу вопрос из синтеза физики и обществознания: «В физике существуют, так называемые, неинерциальные системы отсчёта, в которых не выполняется первый закон Ньютона. В правовом государстве такого не бывает. Скажите, что ЭТО?» Ответ – беззаконие. Комментарий: неинерциальные системы отсчёта не дают физическому закону быть всегда правдивым. А в правовом государстве все подстроено под законы.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.
  3. Русанова И.И. Что? Где? Когда? Игра для всех М.: Русский язык, 1992. — 184 с.
  4. Что? Где? Когда? Алексеев Е.В., Белкин В.Г., Курмашева Н.А., Поташев М.О., Тюрикова И.К. – М.: Издательство «Рольф», 2000.
  5. Методическое пособие «Создание и применение задач интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» в учебном процессе». Авторы: Аникеев И.А., Фархутдинов Р. – Казань: «издательство КФУ», 2018.
  6. Школьный исторический журнал «Калейдоскоп истории», ссылка на журнал https://anikeev2687.wixsite.com/historyteacher/deyatelnost-uchashihsya